Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Основные деонтологические категории
Категориальный аппарат полицейской деонтологии как междисциплинарной науки опирается преимущественно на основные категории нормативной этики и социологии. Категории деонтологии: долг, честь, совесть, достоинство и др. Названные категории на протяжении всего существования морали определяют поведение человека и нормируют его поступки. Долг – общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязательств перед обществом, которые осознаются и реализуются ею в деятельности. Понятие долга необходимо для того, чтобы определить этический статус профессии. Служебный долг – тот фокус, через который происходит преобразование теории в практическую профессиональную деятельность. Категория долга занимает особое место в профессиональной этике сотрудников ОВД. В этической теории долга наиболее полно отражен общественный характер бытия человека. Источником долга является общественный интерес. В долге интерес обретает повелительный характер, обнаруживает себя как властное побуждение, но только один из мотивов поступка. Долг – сложное явление, зависящее от сфер и характера деятельности людей. Поэтому можно исследовать долг государственный, национальный, патриотический, воинский, служебный, отцовский(материнский), сыновний (дочерний) и т.д. Происхождением и развитием долга, одной из труднейших проблем в истории этики, занимался И.Кант. Долг, как и всю мораль, Кант выводит из практического разума, из автономной воли, действующей внутри человека. По Канту, личность, желающая вести себя морально обязана слепо следовать велениям долга. Что касается содержания долга. Кант не указывал, в чем он заключается, но прибегал к Божественному началу. Категория «Честь» изучалась и использовалась еще древними римскими философами. Однако, именно в наше время она стала базовой категорией юридической и полицейской деонтологии. Категория чести выражает сознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать социальной оценки. Категория чести указывает на связь человека с определенной общностью людей и характеризует его как гражданина. Честь - положительная общественная оценка личности, авторитет, репутация. Показатель моральной ценности человека- честь – эталон для определения нравственности или безнравственности каждого человека, который представляет собой определенную социальную или профессиональную группу. Немецкий философ А.Шопенгауэр считал, что «….самую широкую сферу охватывает гражданская честь, она заключается в том, что мы безусловно уважаем права другого человека и никогда не воспользуемся ради выгоды несправедливыми или противозаконны ми средствами…..Служебная честь есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает всеми необходимыми для этого данными и всегда точно исполняет свои служебные обязанности.» Честь сотрудника органов внутренних дел - заслуживаемое безупречным выполнением служебного долга личное и профессиональное достоинство, доброе имя, и все то, что представляет ему как профессионалу, право на доверие, уважение и признание общества. Достоинство – особое моральное отношение себе, это потребность внешнего одобрения, самооценка. Утрата собственного достоинства может трактоваться как унижение, униженность, представляет собой нравственный порок. Однако, и чрезмерное чувство собственного достоинства противно скромности – способности личности быть сдержанным в обнаружении собственных достоинств. Достойному человеку нет нужды вставлять напоказ свои достоинства, они со временем будут замечены людьми. Нет кодекса достоинства, за исключением правовых норм, запрещающих унижать человеческое достоинство и санкций, которые за такие действия применяются. Итак, деонтологические категории представляют собой как абстрактный «механизм» действия долга, чести, достоинства, который сохраняется человечеством, совершенствуется, общество вкладывает много усилий для того, чтобы он функционировал все более качественно и эффективно, так и конкретное воплощение этих абсолютных ценностей в поступках людей.
|