Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции полицейской деонтологии в России.






  • Особенности формирования отечественных деонтологических норм.

В России традиции милицейской/полицейской деонтологии полностью подтверждают мировую и международную тенденцию: смыслом профессиональной деонтологии являются отношения между представителями профессиональной группы и обществом с точки зрения общественного понимания гражданского и служебного долга. Источником понимания гражданского и служебного долга является национальная культура, условия воспитания и жизнедеятельности представителей данного поколения и профессии и требования, предъявляемые окружающими людьми.

Таким образом, в национальных деонтологических текстах, коими являются Присяги, Кодексы и Декларации (т.к. они подписываются представителями данного государства), отражается:

· Зависимость требований к сотруднику правоохранительных органов от конкретных социальных условий и традиций взаимодействия полиции и населения в данной местности;

· Связь со сложившейся традиционно практикой госслужбы;

· Обусловленность социального заказа общества на правоохранительную политику государства;

В России процесс формирования профессиональных полицейских норм существенно отличался от Европейского. В России любая профессиональная деятельность изначально и тесно связана с Государством и Государем. Возникновение профессий происходит чаще в ответ на запросы Государя, нежели, на потребности населения. Поэтому и профессиональная ЧЕСТЬ понимается в первую очередь по отношению к государству и его носителям, а уж потом к народу. Поэтому столь распространены в российском менталитете подлость и обман, и представления о профессиональной чести оторвано от общественного мнения.

В России профессиональные предписания должного поведения очень часто противоречат праву, отсюда - формирование негативного отношения к носителям правовых предписаний, сотрудникам правоохранительных органов. В Западной Европе, наоборот, профессиональный кодекс поведения для конкретной профессиональной группы выполняет роль закона, постепенно происходит слияние профессиональной чести с законностью, а сами профессиональные кодексы становятся инструментом формирования правового сознания полицейских.

В России также произошел разрыв в моральной преемственности между полицией и милицией, за 200 лет истории правоохранительных органов неоднократно коренным образом трансформировались моральные предписания. Современные деонтологические тексты существуют только полтора десятка лет.

Ряд исторических фактов иллюстрируют названные национальные особенности российской полицейской/милицейской деонтологии.

В допетровские времена в России закладывалось отношение к государевой службе как к делу «благому, достойному, почетному и важному для всех граждан». Именовалась эта служба по-русски: «Служба благочиния», впервые этот термин появился в 1649г в «Наказе о городском благочинии», в котором цель данной службы обозначалась как «умножение общественной благопристойности». В этом же наказе излагались и требования к качествам должностных лиц.

При Петре, с 1721г., когда началось создание первых регулярных учреждений полиции, все полицейские служащие приносили ПРИСЯГУ, в которой клялись: «Верным, добрым и послушным рабом быть Царю, Царице и их наследникам. Их права и прерогативы по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и в том живота своего не щадить. Способствовать полезным для Царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать служебную тайну и предписание начальства. Честь – в службе Отечеству!» после произнесения текста чиновник целовал Евангелие и крест.

Несмотря на национальные особенности российская полицейская/милицейская деонтология является органической частью международной деонтологии.

  • исторические этапы развития отечественной деонтологии и их характеристика

отражают динамику деонтологических требований к полицейском в России, а также национальную российскую специфику.

Начальный этап (1721-1782) - от создания Петром 1 полиции характеризуется закладыванием российской традиции служения Государю, первые полицейские части формируются из бывших военных, чем закладывается еще одна традиция – близость воинских традиций. Так, присяга была очень похожа на воинскую.

Дореволюционный этап (1782-1917) начинается от момента подписания Екатерниой 11 «Устав благочиния или Полицейский» 08.04.1782г. В Уставе строго оговаривались жесткие требования к начальствующему полицескому составу: «здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность в службе императорскому величию, усердие к общему добру, радение должности, честность и бескорыстие».

В начале ХХ века в России появились такие деонтологические документы полицейской службы: «Руководство для полицейских чинов» провозглашало должным для полицейского: «необходимо проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей, и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливым и внимательным. Тогда можно рассчитывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему и помогать».

«Букварь современного городового» 1915 г. стал памятником дореволюционной полицейской деонтологии. «Полицейский – член великой армии правопорядка». Впервые четко были указаны профессиональные проступки, за что полицейским предписывалось наказание: «пьянство, неповиновение и непочтение старшим, неисполнение существующих уставов, грубость и нецензурные выражения на посту, разглашение служебных сведений, болтовня и разговоры на службе, ссоры с товарищами, небрежное ведение документации, неоказание помощи нуждающимся.»

Советский этап (1917-1991) - общегуманитарные ценности уступили место классовым интересам, на службу в рабочее - крестьянскую милицию (РКМ) принимались только граждане соответствующего происхождения. Моральный облик советской милиции прежде всего реализация целей и установок Коммунистической партии СССР. Поэтому на службу принимались только преданные делу коммунистического строительства, социалистической Родине. Так в Присяге 1973г. присутвовала фраза «подкован и выдержан, верен существующему строю»

Современный этап (1991- по сей день) - как ни странно, именно на этом этапе основной целью в работе милиции становится рядовой гражданин, соблюдение и охрана его прав и свобод. Современная российская милиция утратила свой идеологический характер, вместо него укрепляются универсальные принципы человеческой морали: человек. Его благополучие и безопасность. На данном этапе присутвуют Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 1992г., Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, 1993г.

Каждый исторический этап в развитии российской полицейской/милицейской деонтологии внес свой вклад в ее развитие и национальную специфику.

Понимание долга и чести российскими офицерами имеет отношение к специфике национальной полицейской/милицейской деонтологии, т.к. воинское и полицейское офицерство традиционно считается самым патриотичным слоем общества. Русский патриотизм неразрывно связан с преданностью престолу и вере предков, и был краеугольным камнем офицерского поведения.

Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество!» служила символом Долга на протяжении всей жизни офицера. Офицер воспитывался в представлении о благородстве и почетности его миссии в осознании высокой роли «основать и утверждать могущество отечества». Офицерское сословие есть благороднейшее на свете, т.е. его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства, ни других земных благ, но должны оставаться верны самому святому призванию, руководствоваться требованиями истинной Чести и сосредоточивать все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим высшим военноначальникам и Отечеству.

Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в обществе, какими бы соображениями ни руководствовался нарушитель присяги. Отступить от присяги также позорно и немыслимо, как проявить трусость на поле боя.

ЧЕСТЬ офицера, обладание честью во все времена являлось необходимостью для офицера. «Кто не может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть откажется от звания офицера, необходимейшему и первейшему требованию которого он не удовлетворяет». В книге для офицеров «Наставления по самодисциплине и самовоспитанию», сказано: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям; поэтому ты не должен равнодушно относиться к чести, т.к. равнодушие к ней унижает тебя и исключает из общества достойных уважения людей». «Честь мундира» - понятие, впитавшее в себя истинное чувство чести и личного достоинства, а также старание соблюсти форму.

С честью офицерского мундира было тесно связано понятие «Честь полка», культивировавшееся на протяжении всей российской истории. Роняя честь одного офицера, роняется не только его личное достоинство, но и честь всего полка. Так, офицер вынужден был подать в отставку, если он подвергался нападению неизвестных лиц, пьяных или грабителей. Офицер, и тот, кто собирался им стать, не могли подвергаться и наказаниям, например, телесным, спины офицера не могла коснуться палка, а имеющие взыскания за время службы не могли производиться в офицеры.

Вопросы, затрагивавшие честь офицера касались и его личной жизни: невозможно было допустить, чтобы офицер вступал в брак с разведенной женщиной, он вынужден был уходить из полка.

Кодекс чести русского офицера обязывал его:

П.3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы.

П.4. Неукоснительно следовать принципу «честь дороже жизни»

П.5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, воспитывать в себе дисциплинированность, волю к победе, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.

 

Первая мировая война и революция 1917г фактически покончило с русским офицерским корпусом, но русское офицерство выполнило свой долг, продемонстрировало всему миру верность высоким нравственным принципам, закрепило офицерские традиции ДОЛГА и ЧЕСТИ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал