Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственной власти в РФ






В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную и судебную. Органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодатель­ная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Со­брание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Кон­ституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими су­дами Российской Федерации.

Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является опре­деленный баланс полномочий между главой государства и парла­ментом, контролирующим правительство.

Институт президентства в России характеризуется большим объемом полномочий. Тем не менее, президентская власть при всей ее внушительности не опирается на какую-либо властную струк­туру. Институт президентства предполагает, что Президент является главой исполнительной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной законности, обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, определяет военную доктрину страны, назначает послов и высший командный состав Вооруженных Сил РФ. Президент имеет право: распускать и назначать выборы в Госдуму, проводить референдумы, вносить законопроекты в Госдуму, подписывать и обнародовать федеральные законы (ст. 81, 83, 84, 87). Одной из главных задач Президента РФ является издание указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории страны. Президент является главой государства (ст. 110). В сентябре 2000 г. было принято решение о создании в России Государственного Совета – исполнительного органа власти с консультативными функциями. Существует также ряд органов, формируемых президентом, оказывающих существенное влияние на государственную политику, например, Совет Безопасности и Администрация Президента. Особенностью российской Конституции является то, что Пре­зидент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспече­ния согласованного функционирования и взаимодействия орга­нов государственной власти.

Федеральное Собрание России является как бы «самоопреде­лившимся органом». В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип представительства населения страны в целом и с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации.

Нижняя палата Российского парламента – Государственная Дума – формируется посредством всеобщих, прямых выборов на многопартийной основе. Депутаты избираются сроком на 4 года, депутатом может стать каждый россиянин не моложе 21 года; Количество депутатов Госдумы ограничено – 450 чел. Верхняя палата – Совет Федерации – состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по норме по 2 депутата от каждой республики, края, области, автономной области, а также по 1 депутату от каждого автономного округа.

Важнейшей функцией российского парламента является издание и принятие законов. Федеральные законы принимаются Госдумой, затем переходят на рассмотрение в Совет Федерации и лишь в случае одобрения Советом Федерации становятся действующими, руководство деятельностью парламента осуществляет избираемый парламентариями спикер-председатель парламента – и его заместители. Для эффективности работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии.

В нашей стране после реформирования политической власти значительные функции принадлежат судебной власти. Она выступает гарантом соблюдения законности в деятельности других властей. Судебная власть осуществляется посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд РФ следит за правильностью действий Президента и парламента. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, Высший арбитражный суд РФ рассматривает экономические споры.

Однако на практике принцип разделения властей реализуется с трудностями и противоречиями. Законодательная, исполнительная и судебная власти России работают пока недостаточно эффективно. Реализация принципа разделения властей предполагает дальнейшие меры – перераспределение властей. Принцип распределения властей базируется на следующих основаниях: относительной самостоятельности каждого структурного звена законодательной, исполнительной и судебной власти, верховенстве принципа разделения «властей», непротиворечивости федеративных, общероссийских и муниципальных законов, нацеленности властей на права каждого человека, легитимность и др. Необходимо соблюдать и осуществлять демократические принципы социальных общностей людей, идущие снизу, корректировать содержание программ политической деятельности элементов политической системы в соответствии с их общими интересами. Основу всей власти должна составлять прямая демократия, непосредственное выражение воли масс.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.

Контрольные вопросы к теме

1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие определения власти вы знаете?

3. В чем отличие бихевиористской трактовки власти от структурно-функциональной?

4. Какое определение власти: власть как сущность или власть как отношение — в большей мере соответствует действительности?

5. В чем отличие политической власти от экономической, идеологической, религиозной?

6. Что такое ресурсы власти?

7. Какой ресурс вы используете для воздействия на других? Какие ресурсы власти используют для воздействия на вас родители, сверстники, преподаватели и т.д.?

8. В чем состоят особенности политической власти в России?

10. Как вы думаете, какие ресурсы использует современный политический режим в России?

11. Насколько верна классификация ресурсов О. Тоффлера? Аргументируйте свой ответ.

13. Что отражает понятие «легитимность власти»? Как оно соотносится с понятием «легальность власти»? Кто был создателем теории легитимности?

14. В чем особенность традиционного типа легитимности? Сохранился ли этот тип легитимности сегодня?

15. На чем основан харизматический тип легитимности власти? Приведите конкретные примеры.

16. Каковы ресурсы рационально-легальной легитимности власти?

17. Как изменялся тип легитимности власти в истории России?

18. На чем основывался советский тип легитимности?

19. На каком типе легитимности основан современный режим в России?

20. Как соотносятся легитимность и эффективность власти? Назовите признаки падения и повышения легитимности режима.

Логические задания и проблемные вопросы

1. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине: а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т. Гоббс);

На какие ветви разделяется политическая власть в современном обществе? Возможно ли их сосуществование?

3. Проанализируйте выполнение социальной функции политической властью в современной России.

4. Кризис политической власти в России – это реальность или иллюзия? Дайте обоснованный ответ.

Рекомендуемая литература

1. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

2. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1989.

3. Власть. Философско-политические аспекты. - М., 1989.

4. Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 1979.

5. Гегель Г.В. Философия права. - М., 1990.

6. История политических и правовых учений. - М., 2001.

7. Лукман Н. Власть. - М., 2001.

8. Роберт Грин. 48 законов власти. - М., 2002.

9. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. - 1990. т. 1.

10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2001.

11. Феофанов Ю.В. Бремя власти. - М., 1990.

12. Философия власти. - М., 1995.

13. Халипов В. Власть. Кратологический словарь. - М., 1997.

Дополнительная литература

14. Артамонов В. Катастрофы в истории российской государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

15. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право 1997. №3.

16. Верт Н. История советского государства. 1900—1991гг. М., 1992.

17. Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М., 1996.

18. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. – С.158.

19. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека / / Государство и право. 1997. № 8.

20. Ефимов В.И. Власть в России. М., 1996.

21. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. – С.130.

22. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

23. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

24. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. №3.

25. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государст­вах // Политические исследования. 1997. № 3.

26. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал – 1994. – № 3-6.

27. Мельников Ю.Ф. Власть в современном обществе. М.: Изд-во ВУ, 1995. Митрохин В.И. Сущность власти: философский анализ. М., 1992; Митрохин В.И: Россия: власть, президент, выборы. М., 1996.

28. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: Сис­тема против личности. М., 1994.

29. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 2001.

30. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998.

31. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия ис­полнительной и законодательной власти // Политические исследования. 1996. №1.

32. Согрин В. Политическая история современной России. 1985—2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.

33. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

34. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

35. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. – С.130.

36. Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века//Свободная мысль. 1992. С. 16 и др.

37. Ханкишш Э. Великая коалиция или конверсия власти // Политология вчера и сегодня. М., 1990. – С.49;

38. Чиркан В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

39. Щербинин А.И. Через полицеизм к тоталитаризму // Полис. 1994. № 1.

40. Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал