Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Манипуляция поведением
Одним из методов популярной психологии является манипуляция поведением. Идея очень проста: материально вознаграждайте ребенка за хорошее поведение; не обращайте внимания на плохое поведение или наказывайте его, если он ведет себя плохо. Хотя я не против того, чтобы хвалить детей за хорошие поступки, однако в корне отвергаю идею о том, что их следует вознаграждать за исполнение обычных обязанностей. В соответствии с теорией манипуляции поведением, следует различным образом вознаграждать ребенка за хорошие поступки. Если он хорошо справляется с работой по дому, то может пойти купить себе мороженое. Если же он не выполняет порученной ему работы, то должен терпеть некоторые лишения. Суть этого метода заключается в надежде на то, что ребенок будет реагировать на поощрения и взыскания, становясь при этом послушным и воспитанным. Поскольку сердце человека и его поведение тесно связаны друг с другом, то все, что управляет поведением, неизбежно оказывает влияние и на сердце. Таким образом, сердце приучается к корысти, эгоизму и стремлению к вознаграждениям. Данный метод апеллирует к жадности ребенка. Поскольку ребенок живет жизнью, управляемой вожделениями и похотями, и все делает ради мороженого, конфет и других вознаграждений, то кажется, что этот способ воспитания срабатывает. Наши методы неизбежно оказывают влияние на сердце, а сердце определяет поведение. Я знал одну семью, которая нашла очень искусное применение бихевиоризму (учению об обусловленной реакции на окружающую обстановку. – Прим. переводчика). Каждый раз, когда кто-либо из детей должным образом реагировал на что-либо, они записывали имя этого ребенка на листке бумаги и клали в банку. Если ребенок почистил зубы, помог вымыть посуду, убрал в своей комнате, накрыл на стол или сделал еще что-нибудь достойное похвалы, то бумажка с его именем оказывалась в банке. Если же он сделал что-то плохое, то бумажка с его именем вынималась обратно. В конце недели родители вынимали наугад из банки один из листочков, и ребенок, имя которого было написано на нем, получал подарок. Дети быстро уловили суть этой игры: надо, чтобы в банке оказалось как можно больше бумажек с твоим именем. Чем больше бумажек с твоим именем попало в банку, тем больше у тебя шансов выиграть. Вам, наверное, интересно узнать, как это срабатывало. Это срабатывало просто великолепно! Данный метод был эффективным средством воспитания детей. Он развивал в них эгоизм. Он учил их делать добро, руководствуясь ложными мотивами и побуждениями. Он подсказывал им, как заслужить одобрение со стороны родителей, чтобы их имена оказались в банке. Дети быстро поняли, что надо делать, чтобы бумажки с их именами попали в банку, и как с наименьшими затратами добиться максимального числа попаданий. Они стали манипулировать системой, которую придумали их родители. Если матери, которая могла бы заметить хорошее поведение, не было рядом, то не было и смысла вести себя хорошо. Такой метод воспитания лишь отдалил эту семью от библейского образа жизни, проистекающего из библейских мотивов и побуждений. Позвольте мне заметить, между прочим, что библейские стимулы и вознаграждения являются не самоцелью, а скорее следствием повиновения Богу. Те, кто повинуется Ему, получают благословения в этой жизни. Бог, знающий наши сердца, призывает нас к правильному поведению, с тем, чтобы мы почитали и славили Его. Бог прославляет тех, кто прославляет Его (1 Цар. 2: 30).
|