Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 6. Основные виды социальной деятельности. Социология семьи






Семья как важнейший социальный институт. Сущность, структура и функции современной семьи. Тенденции развития семейно-брачных отношений. Социология науки и образования.

Семинар 7. Методология социологического исследования

Понятие социальных технологий. Ситуационный, структурно-функциональный и факторный анализ в социологии. Разработка программы социологического исследования. Методы измерения социологической информации. Выборочный метод исследования. Виды выборки. Методы социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент, моделирование. Отчет по итогам социологического исследования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы для самопроверки и повторения

К теме «Социология как наука»

Каковы научные и общественные причины возникновения социологии? Чем социология отличается от других общественных наук? Предмет изучения в социологии. Назовите методы социального познания. Что такое социоцентризм? Что является предметом изучения макросоциологии и микросоциологии? Причины сохранения и воспроизводства важнейших черт общества.

К теме «Основные вехи истории развития социологической науки»

Каковы взгляды Платона на развитие общественных отношений? В чем суть социальных воззрений Аристотеля. Какие социальные вопросы поднимались в Средневековье и эпоху Возрождения? Каково содержание и значение социально-политических концепций Нового времени? В чем заключается сущность органической теории общества (биологический подход в социологии) (Г. Спенсер, Л. Гумплович). Сравните решение проблем равновесия, гармонии и стабильности в обществе, а также проблемы распада общества в социологии О.Конта и Г.Спенсера. Раскройте суть теории социального реализма Э.Дюркгейма, его учение о методе в социологии, социальных фактах, коллективном сознании, социальном здоровье. Охарактеризуйте суть понимающей социологии М.Вебера, его учение о ценностях, идеальных типах и типах социального действия. В чем заключается сущность перехода от идеалистического к материалистическому пониманию истории в марксистской социологии? Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы. Охарактеризуйте основные положения социальной диалектики марксизма как учения о развитии общества. В чем суть географической ветви в социологии (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников). Каковы причины появления антипозитивистских социологических теорий. Основные психологические школы в социологии XIX – начала XX вв. Объясните содержание и каково значения для общественных наук основных классических социологических теорий (Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето, Г.Моска, Р.Михельса и др.)

К теме «Современная социология: основные тенденции и направления развития»

Назовите основные классификации современных социологических школ и течений. Как происходило становление и развитие эмпирической социологии. Назовите основные её направления. Ведущие современные макросоциологические парадигмы. В чем суть расхождения к проблемам общества между представителями структурно-функционального анализа и конфликтной модели общества? Назовите основные микросоциологические концепции и их содержание. Чем они отличаются от макросоциологических теорий общества. Дайте краткую характеристику современным когерентным (интегративным) социологическим теориям (П.Сорокина, Дж.Александера, Э.Гидденса, Ю.Хабермаса, Т.Адорно, П.Бурье, П.Штомпки, Дж.Колмэнна и др.)

К теме «Социологическая мысль в России: особенности становления и развития»

В чем особенности русской национальной школы социологии? Назовите российских социологов. О чем они писали в своих научных работах? Раскройте содержание идей революционного демократизма В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. Охарактеризуйте основные черты анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. В чем заключается «субъективный метод» в социологии П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского и др.? Раскройте основные положения психологического толкования социальных явлений в трудах Е.В. де Роберти и Н.И.Кареева. Сравните основные идеи «легального марксизма» П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановского. В чем отличие ортодоксального марксизма Г.В.Плеханова, В.И.Ленина от так называемого «легального марксизма»? Дайте характеристику плюралистической социологии М.М.Ковалевского. В чем заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П.А.Сорокина? Развиваются ли ныне традиции русской социологии? Обоснуйте основные направления современной российской социологии.

К теме «Общество как социальная реальность и социетальная система»

Каково соотношение понятий “природа” и “общество”, “природное” и “социальное”? Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого важнейшего для социологии явления. Что такое социальные действия, социальные связи и социальные взаимодействия? Что из себя представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы? Что такое социальные группы и социальные общности? Какое место в структуре общества занимают социальные институты и социальные организации? Какую роль в жизни общества играют социальные ценности и нормы? Каково место личности в социальной структуре общества? Что такое социальный статус и социальная роль? В чем состоят методологические основы типизации обществ?

К теме «Личность и общество»

В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность? Какая личность XX века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему? Какова структура личности? Охарактеризуйте основные социологические теории личности. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие типы личности связаны с особенностями разделения труда, социальной стратификацией? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии? Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? Что вы знаете о статусно-ролевой концепции личности? Какие противоречия видите в этой концепции? Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Дайте краткую характеристику взглядам М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса на эту проблему. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации? Какова роль образования и воспитания, школы и учителя в этом процессе?

К теме «Культура в общественной системе»

Какие точки зрения на сущность культуры существуют в философии и социологии? Расскажите об истории развития понятия «культура». Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации? Почему ценности являются основной категорией социологии культуры? Какие функции культура выполняет в обществе? Объясните понятие «массовая культура». Когда и почему она возникает? Опишите модели взаимодействия культур. Каковы условия осуществления культурной селекции и культурной ассимиляции? Какие социокультурные характеристики отличают цивилизацию? Дайте определение понятиям «культура» и «социальная культура».

К теме «Социальные общности и социальные группы»

Что такое социальная общность? Какие общности вам известны? Почему в социологии существует наряду с понятием «социальная общность» понятие «социальная группа»? Каковы признаки социальной группы? Какие типы социальных групп существуют в обществе? Что такое социальная группа? В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия «социальная группа»? Назовите основные типологии социальных групп. В чем особенность статусной группы (класса, слоя, касты)? Каковы основные признаки наиболее стабильных национальных и территориальных общностей? Что представляет собой общественный класс? Какие причины разделения общества на основные и неосновные классы, социальные слои? Можно ли бюрократию в СССР характеризовать как класс? По каким основаниям можно провести типологию социальных общностей и социальных групп общества? Объясните сущность понятия «толпа» и поведение людей в толпе? Как соотносятся понятия «этнос» и «нация»? В чем проявляется национальное самосознание? Охарактеризуйте национальные особенности экономического (социального, политического) развития. Что включает в себя национальная культура? В чем наиболее наглядно проявляется национальная самобытность? Какие универсальные элементы национальных культурных систем выделили социологи? Почему диаспоры стали заметным явлением общественной жизни? Почему возросла роль этнических процессов в мире, в нашей стране?

К теме «Социальные институты и социальные организации»

Что такое социальный институт? Опишите его элементы. Каким образом происходит процесс институционализации? Под влиянием каких факторов изменяются социальные институты? В чем причина разнообразия социальных институтов в современном обществе? Объясните, что такое «социальная организация». Назовите и охарактеризуйте её основные черты. Какие виды организаций вы знаете? Что понимается под термином «бюрократия»? Какой видит роль бюрократии в организации М.Вебер? В чем состоит современное понимание бюрократической системы? В чем сущность процесса управления в организации?

К теме «Социальная структура и социальная стратификация общества»

Что такое социальное неравенство? В чем оно проявляется? Назовите функции неравенства в создании и поддержании общественной организации. Какие социальные состояния описывает социальная стратификация? Какие количественные и качественные методы исследования социального расслоения Вы знаете? Перечислите основные показатели социального расслоения. По каким признакам человека можно отнести к определенному классу и страте? Что такое институциональная структура общества? Дайте понятие социального института. Назовите известные Вам социальные институты современного общества. Раскройте содержание понятия «социальная структура общества». В чем специфика корпоративных элементов социальной структуры? Охарактеризуйте основные типы исторически сложившихся социальных структур. Что такое социальная мобильность? Чем характеризуются разные виды социальной мобильности? Чем различаются естественная, вынужденная и насильственная маргинализация? Приведите примеры. Укажите на наиболее характерные признаки развития социальной структуры современного общества. Какова социальная структура российского общества? В чем состоят предпосылки формирования среднего класса в России?

К теме «Социальные взаимодействия и социальные отношения»

Что такое «социальные нормы» и «социальный контроль» и почему они являются необходимым условием успешного функционирования общества? В чем особенности морали и права как регуляторов жизнедеятельности людей? Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе? Что лежит в основе отклоняющегося поведения? От чего (от какого показателя) оно отклоняется? Почему необходимо изучать отклоняющееся поведение? Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э.Дюркгейма и Р.Мертона? Дайте характеристику отклоняющегося поведения. Что означает понятие «девиация»? Что такое первичная и вторичная девиация? Отклоняющееся и девиантное поведение - это одинаковые понятия или разные? Опишите индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения. Социально-экономические, социальные, политические и духовные причины появления социальных групп отклоняющегося поведения. Есть ли биологические предпосылки криминального поведения? Назовите основные причины и виды криминального поведения (преступности). Назовите основные причины алкоголизма. Охарактеризуйте состояние наркомании в стране. Почему первостепенна роль семьи в предотвращении противоправных и аморальных действий? Какие способы борьбы с девиантным поведением выработало общество? Что изучает валеология? Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности?

К теме «Социальные конфликты в обществе»

Назовите причины, вызывающие социальные конфликты. Какие группы населения находятся в конфликтных отношениях в социально - экономической сфере? Назовите варианты типологии социальных конфликтов. Каково основное содержание экономических и политических конфликтов? В чем своеобразие конфликтов в сфере государственной власти? Объясните механизм социального конфликта. Назовите условия, влияющие на успешное разрешение конфликта. Перечислите методы, используемые для разрешения социальных конфликтов. Какие общие причины обусловили резкое обострение социальных конфликтов в России? В чем психологические особенности межнациональных, межэтнических конфликтов в России?

К теме «Социальные изменения, их роль в социальных процессах общества»

Что такое социальное развитие и каково его соотношение с социальными изменениями? Какова природа социальных изменений в обществе? В чем смысл и значение теории социальной эволюции? Что обычно понимают под социальным эффектом инноваций? Каково соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс»? Что такое «социальный прогресс? Проанализируйте различные подходы к его определению. Возможно ли выделить универсальные критерии социального прогресса и если нет, то почему? Каковы типы и основные формы социальных изменений? В чем их сущность и каково соотношение между ними? Можно ли говорить об общей направленности социальных изменений в мире? В чем причины сопротивления социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы изменения были приняты в обществе? Каковы основные черты, особенности и перспективы развития современного общества? В чем его противоречивость? Как вы считаете, в какой форме осуществляются социальные изменения в современном российском обществе? Какова роль социальных процессов в деятельности общества? Объясните сущность социального процесса и дайте его определение. Какие виды социальных процессов, существующих в обществе, вы могли бы перечислить? Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальное движение»? На что может быть направлено социальное движение? В чем отличие социальных движений от социальных групп, институтов и организаций? Какие социальные условия благоприятствуют возникновению и развитию социальных движений? Может ли каждая из этих ситуаций вызвать социальное движение?

К лекции «Основные виды социальной деятельности. Социология семьи»

В чем заключается двойственность природы семьи? Что представляют собой семья и брак как социальные институты? Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время? Роль женщины как супруги, матери, работницы. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей? Роль семьи в социализации ребенка, подростка, молодого человека. Влияние окружающей среды на семью, на воспитание детей. Назовите основные проблемы социологии семьи. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? Каковы причины распада семей? Главные ошибки семейного воспитания. Какие тенденции развития семейно-брачных отношений характерны для современного российского общества?

К теме «Социология духовной жизни. Социология религии»

В чем заключается природа возникновения религии? Что представляют собой религия как социальный институт? Какие социальные функции выполняет религии? Назовите виды религий. Какую роль играет религия в обществе? Назовите и объясните основные структурные элементы религии. Теория Э. Дюркгейма: каким образом тотемизм обеспечивает " механическую солидарность" примитивного общества? Решает ли религия проблему интеграции (" органической солидарности") секулярных плюралистических обществ? Роль религии в социализации ребенка, подростка, молодого человека. Назовите основные проблемы формирования религиозного сознания. Какие факторы влияют на депривационное состояние личности? Назовите виды деприваций. Что такое этос? Перечистите организационные формы религии. Чем вызвано существование религии в современном обществе с высоким уровнем образования, техники? Что принципиально нового принесли мировые религии? Чем обусловлен интерес в современном обществе к ранним формам религии? Назовите общие черты нравственных заповедей в мировых религиях. Чем можно объяснить тот парадокс, что чем сильнее религиозные чувства в обществе, тем большей жестокостью отличается этот период, как, например, средневековье с инквизицией и пытками? Как вы думаете, с чем связан рост числа верующих среди молодежи? Что входит в понятие «характер религиозности»? Причины возникновения оккультных и мистических организаций. Типы (виды) секуляризации.

К теме «Экономическая социология»

Объясните, как вы понимает социальную сущность труда. Сравните понятия «содержание» и «содержательность» труда. Почему социология труда началась с «экономического человека»? Кто стоял у истоков научной организации труда и какова ее судьба в отечественной промышленности? Назовите формы подготовки «профессионального» работника. Когда на производстве стали учитываться социально-биологические особенности человека? Назовите этапы их осмысления. В чем сущность человеческих отношений на производстве? Назовите формы и методы развития творческого потенциала работника. Как созревали и в чем выражались формы участия работника в управлении производством? Какие причины привели к появлению «социально-политического» работника? Перечислите виды трудовых организаций. Назовите виды формальных и неформальных структур в трудовой организации. В чем заключаются основные функции трудового коллектива? Назовите причины конфликтов в трудовом коллективе и способы управления ими.

К теме «Методология, методика и техника социологических исследований»

Какова роль социологических исследований в познание общества? Что представляет собой социологическое исследование и каковы его возможности? По каким показателям производится классификация социологических исследований? Основные виды исследования. Что понимается под методикой социологических исследований? Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов? Почему метод социологического исследования должен соответствовать основной концепции и задачам исследования? Какое значение в социологии имеют количественные показатели? Какие методы сбора социологической информации вы знаете? Назовите известные вам этапы проведения социологического исследования. С чего начинается социологическое исследование? Что представляет собой программа социологического исследования и для чего она нужна, из каких разделов состоит? Что такое анкета? Каковы принципы ее составления, составные части? Какая документация нужна при проведении социологического исследования? Как подводятся итоги социологического исследования? Какая используется документация? Какие основные качества должны быть присущи выводам, предложениям и рекомендациям, составляющим заключительную часть исследования?

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)

1. Социология: учебник / О.В. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин [и др.]; отв. ред. В.А. Глазырин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2011.

2. Кравченко, А.И.Социология: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Изд-во Юрайт, 2011.

ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М., 2004.

2. Антология русской классической социологии / Под ред. Д.С. Клементьева, Л.Н. Панковой. М.: Изд-во МГУ, 1995.

3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1998.

4. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 200l.

5. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1996.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1995.

7. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. Г.В.Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003.

8. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

9. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ.

10. Социология: Словарь: Учебное пособие. М.: Academia, 1997.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. Ежемесячный журнал.// www.ebiblioteka.ru/

2. Консультант+ (плюс) // www.consultant.ru/

3. Пресс-выпуски ВЦИОМ. Бюллетени // www.wciom.ru/

4. Пресс-выпуск Всероссийского центра изучения общественного мнения //www.rsuh.ru

5. Социология власти. Ежемесячный журнал. //www.rags.ru/node/2696/

6. Социс. Ежемесячный журнал. // https://www.ebiblioteka.ru/


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал