Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Потребление, сбережение, инвестиции
Совокупный спрос (Aggregate demand - AD) – общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен. Совокупное предложение (Aggregate supply - AS) – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторам при разных уровнях цен. Эффект процентной ставки – заключается в том, что при росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций, в результате совокупный спрос уменьшается. Эффект богатства (эффект кассовых остатков) – при повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается. Эффект импортных товаров – при повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса. Потребление – общее количество товаров и услуг, купленных и потребленных в течение определенного периода времени. Средняя склонность к потреблению (Average propensity to consume - APC) – отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (У). Предельная склонность к потреблению (Marginal propensity to consume - MPC) – отношение изменения потребления (DС) к вызываемому им изменению дохода (DУ). Сбережения (Savings - S) – доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров. Средняя склонность к сбережениям (Average propensity to save - APS) – отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (У). Предельная склонность к сбережениям (Marginal propensity to save - MPS) – отношение изменения в сбережениях (D S) к тому изменению в доходе, которое вызвало его (DУ). Вынужденные сбережения – сбережения, возникающие за счет несбалансированности спроса и предложения, когда платежеспособный спрос населения остается неудовлетворенным. Иррациональные сбережения – сбережения, образующиеся при отставании платежеспособных возможностей населения от роста платежеспособных возможностей денежных доходов. Инвестиции – долгосрочные вложения государственных или частных средств, направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей. Валовые инвестиции – инвестиции, включающие затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства. Чистые инвестиции – разница между валовыми инвестициями и расходами на амортизацию основного капитала. Индуцированные инвестиции – капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. Автономные инвестиции – инвестиции, не связанные с ростом НД, обусловленные нововведениями, вызванными НТП. Инвестиционный спрос – спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения с целью расширения производства. Мультипликатор – числовой коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, равный отношению приращения НД к приращению инвестиций. Эффект мультипликатора (мультипликационный эффект) – увеличение инвестиций приводит к увеличению НД, который возрастает гораздо в больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Акселератор – коэффициент, который представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшего ему относительному приросту дохода. Принцип акселерации – каждый прирост или сокращение дохода вызывает (или требует) прироста или сокращения индуцированных инвестиций. Парадокс бережливости – чем больше люди сберегают, тем меньше величина равновесного дохода.
|