Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место религии и роль Церкви в жизни средневекового европейского общества.
Отличительной чертой этого общества была глубокая религиозность: люди искренне верили в бога, регулярно ходили в церковь. Христианская церковь стала государственной при римском императоре Константине в 330г. К 476 г. христианство распространилось по всей территории Империи. Была создана церковная организация: территория Империи была разделена на религиозные области с епископами, во главе Церкви был патриарх, а Церковь находилась в подчинении у императоров. В V в. пала Западная Римская Империя, и западная Церковь оказалась в тяжёлом положении. Но в VI в. Западную Церковь поддержал правитель Франкского государства Хлодвиг. В IV- VIII веках патриарх константинопольский формально назначал епис-копов Западной церкви. В IV- VIII веках ещё собирались общие Вселенские Соборы, на которых обнаружились богословские (теологические) разногла-сия по трём вопросам: например, какова природа Иисуса Христа: только бо-жественная, только человеческая, либо обе одновременно. У Рима и Конста-нтинополя были разные ответы на данный вопрос. Вселенский Собор под-держал патриарха. Папа Римский уступил. В VI-VIII веках и Рим, и Константинополь распространяли христианство в Европе. Франки (германцы) приняли христианство по западному образцу. Объектом борьбы стали славяне. Чехи, поляки, хорваты приняли христианст-во по западному образцу; болгары, сербы, жители Руси - по восточному об-разцу. В VIII в. папы римские нашли покровительство у правителей Франкского государства и оказались у них в зависимости. К этому времени ослабла и Византия. В VIII в. произошел фактический разрыв христианской церкви на Западную и Восточную. Папы римские осудили иконоборческую политику императоров Византии. В IX в. Франкское государство пало, в X в. папы римские нашли себе защи-щиту в лице Священной Римской Империи. Они хотели использовать ее для борьбы с Византией, но сами оказались в зависимости от Империи. Центром сопротивления церкви стал монастырь Клюни во Франции, мона-хи которого стали пропагандировать идею независимости церковной власти от власти светской. Из их среды в XI в. стали выбираться Папы Римские, а один из них в 1054 году официально порвал все связи с Константинополем и патриархом, объя-вил Западную церковь католической (вселенской, всемирной). В ответ патриарх предал анафеме Папу Римского и объявил свою церковь православной, т.е. «церковью правильной веры». Католическая церковь оказала большое влияние на средневековое общество в Европе. В 1075 году новый Папа Римский Григорий VII (из клюнийских монахов) заявил, что он «наместник Бога на Земле» и потому является сеньором всех правителей Европы. Возмутился германский император Генрих IV, но Папа Римский организовал мятеж баронов, и Генрих IV унизительно просил прощения. Дело Григория VII продолжил Папа Римский Урбан II, который тоже считал себя сеньором всех правителей. Он решил организовать крестовый поход - собрал верующих в городе Клермоне во Франции в 1095 году. Там было принято решение освободить гроб Господень в Иерусалиме (тогда Палестина находилась под властью ту-рок-мусульман). Крестовые походы были средством укрепления власти Церкви в Европе. Папа Римский Иннокентий III (1197-1214 гг.) был самым могущественным предводителем церкви, при нем она достигла наивысшего могущества. При Иннокентии III все правители Католической Европы называли Папу Римского сюзереном. В это время церкви принадлежала 1/3 земель, т.к. церковь получала земли от королей и феодалов «на помин души». После смерти Иннокентия III началось ослабление позиций католической церкви. Причины: в XIII в. начался процесс образования единых центра-лизованных государств.
|