Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Западной Европы и Византии в Средние века






В конце V в., с падением Западной Римской империи, начались «тёмные века». Варвары разрушили многие памятники культуры Древнего мира. Большинство людей были неграмотными, включая и правителей варварских государств. В это время в Европе оставались очаги культуры. Это были монастыри.

Во второй половине V в. на территории Италии было создано Остготское королевство во главе с Теодорихом. Теодорих пытался сохранить римскую культуру. Но после его смерти римская культура была предана забвению.

Интерес к римской культуре возродился при франкском императоре Карле Великом (768-814). Тогда стали восстанавливать здания, переписывались хроники. После смерти Карла Великого интерес к римской культуре вновь угас.

Совершенно иным было отношение к культуре в Византийской империи. Там античная культурная традиция не прерывалась. Здесь хранились и изучались произведения античных авторов. В Империи действовали начальные, средние и высшие школы. Обучение было платным, но доступным. Большинство византийцев были грамотными людьми. В Византию приезжали учиться из Европы и Халифата.

В Империи жили и работали учёные. Историки написали историю всех стран, с которыми Империя поддерживала торговые страны. Географы описали их природные условия и полезные ископаемые. Ученые создали смесь, с помощью которого византийцы могли поджигать корабли противника («греческий огонь»),

В Империи процветало искусство. Здесь строили дворцы и храмы. Самым выдающимся памятником архитектуры времен Юстиниана является храм святой Софии. Получила развитие скульптура и живопись. Они носили религиозный характер.

В XI в. начинается возрождение культуры и в Европе. Это связано с появлением новых городов. Сначала в вольных городах, а потом и в других городах стали открываться школы. Это были отдельные здания, где была классно-урочная система. Обучение мальчиков велось на латинском языке.

В XI в. в Италии (в г.Болоньи) был открыт первый в Европе университет. Позже в Англии были открыты университеты в Оксфорде и Кембридже, а во Франции – в Сорбонне. К концу XV в. в Европе было уже 60 университетов. Преподавание в университетах велось на латинском языке. В любом университете могли учиться юноши из разных стран Европы.

Университеты делились на 4-5 факультетов. Самыми известными были богословский, медицинский и юридический факультеты. Преполавателей в университетах называли магистрами, учащихся - студентами. Магистры читали лекции, устраивали диспуты (обсуждение прочитанного) и экзамены (испытание).

В Средние века не было науки в современном смысле этого слова. Господствовало богословие - толкование текстов Священного писания. Самыми известными богословами в Средние века были Фома Аквинский, Пьер Абеляр и Роджер Бэкон (богословы-теологи XIII в.). Фома Аквинский был всеми признанным богословом: он «нашел 4 доказательства бытия Бога». Совершенно другим было отношение к Пьеру Абеляру и Роджеру Бэкону. Абеляр пытался найти доказательства библейский истин, а Бэкон утверждал, что любая истина должна быть доказана опытным путем. Оба богослова были объявлены еретиками и оказались в монастырской тюрьме.

В XI - XV вв. проходил подъём европейского искусства. Формируются два стиля в архитектуре и скульптуре: романский и готический. Романский стиль (от Рома-Рим) сформировался из отдельных элементов римской архитектуры (колонны, своды). Для этого стиля характерны такие постройки как дворцы-крепости и церкви-крепости (мощные стены, высоко расположенные окна-бойницы, мощные двери). Такой стиль отражал время постоянных войн.

В XII в. появляются постройки готического стиля (готика-готы). Для них характерны остроконечные шпили дворцов и храмов (устремленность к небу, к Богу), обилие окон. Храмы этого стиля строили десятки, а иногла и сотни лет (например, Кёльнский собор).

Скульптура была связана с храмами. Для романской скульптуры характерна передача духовности (фигуры святых вытянуты, безтелесны). Готическая скульптура правильно воспроизводит пропорции человеческого тела.

В Средние века развивалась только религиозная живопись. Живописцы расписывали стены храмов фресками на библейские сюжеты. На алтаре были многочисленные иконы с ликами Иисуса Христа и святых. В готических храмах появляются картины в окнах - витражи.

В Средние века европейское общество прошло сложный путь от отрицания культурного наследия к бережному его сохранению, от невежества – к учёности, от грубости и простоты элементов культуры – к сложности и великолепию.

28. Индия, Китай и Япония в средние века: развитие государственности, экономики, социальных отношений.

Китай в средние века. В начале истории средних веков в Китае существо-вало 16 государств. В конце VI в. один полководец объединил Китай и осно-вал династию Суй. Династия правила недолго: менее 40 лет. Но за это время в соответствии с учением Конфуция был введен экзамен для кандидатов в чиновники, принят табель о рангах для чиновников, составлен свод законов из 1738 статей, началось строительство Великого канала.

Однако начальники провинций подняли мятеж и власть захватил полководец, который основал новую династию, династию Тан (618-907 гг.) Императоры провозглашали гуманное правление, равенство всех перед законом, снижение налогов. Был составлен новый свод законов из 502 статей. Началось книгопечатание (вырезали тексты в зеркальном отображении на деревянных досках). Монахи изобрели порох (смесь угля, серы и селитры). Началось распространение христианства. В VIII в. положение в империи Тан ухудшилось: серия неурожайных годов привела к крестьянской войне, которая подорвала могущество империи.

В 907-960 гг. Китай вновь переживал период раздробленности. В 960 г. ещё один полководец основал новую императорскую династию Сун. Он объединил под своей властью большую часть Китая. Императоры проводили активную социальную политику: открывали государственные школы (их было 1100, где обучалось 200 тыс. чел.), были созданы приюты для детей-сирот, осуществлялась бесплатная выдача лекарств беднякам и выдача кредитов под низкие проценты.

В 1126 г. северную часть империи захватили чжурчжэни, они создали свое государство Цзинь. В 20-е гг. XIII в. с севера пришли монголы и захватили империю Цзинь, а в 1279 г. и Южную Сун. В 1271-1368 гг. Китай оказался под властью монгольской династии Юань. Монголы считали китайцев людь-ми третьего сорта (после монголов и мусульман). Они отменили экзамены на чин. Чиновниками назначали некитайцев. Строили дороги и почтовые стан-ции. В Монгольской державе часто проходили восстания покоренных наро-дов. В середине XIV в. в Китае началось восстание «красных повязок», кото-рое привело к ликвидации династии Юань.

Новую династию основал руководитель восставших, он был родом из крестьян. Она называлась Мин ( 1368-1644 гг.) Первые императоры из этой династии приняли указы, защищавшие интересы крестьян. Они восстановили систему экзаменов. Перенесли столицу в город Пекин. В начале XV в. власть захватил полководец, для своей династии он оставил прежнее название Мин. Императоры также следовали основным принципам учения Конфуция.

 

Индия в средние века. В начальный период средних веков в Индии было несколько государств. Были попытки восстановить империю Гуптов, кото-рую уничтожили гунны в 470 г.н.э. Например, в начале VII в. царю Харше удалось объединить под своей властью Северную Индию, но попытка за-хватить Южную Индию закончилась неудачей. Царь был рьяным сторон-ником буддизма. Империя Харши распалась вскоре после его смерти.

В VII в. Индию стали проникать арабы и распространять ислам. В начале VIII в. они захватили только Синд и дальше не пошли.

В 977-1026 гг. тюрки-мусульмане совершили 17 кровавых набегов на Ин-дию. В стране шли войны между царями. Поэтому в первой трети XI в. тюрки смогли захватить Северо-Западную Индию. В 1175 г. мусульмане вновь напали на Индию и нанесли поражение царям Северной Индии. В 1206 г. они создали Делийский султанат (столица – г. Дели).

В XIII в. султаны захватили большую часть Индии. Они создали большой государственный аппарат и навели относительный порядок в Индии. Султаны пытались распространять ислам. Большие изменения произошли в духовной жизни индийцев. Произошло соединение некоторых догматов брахманизма и буддизма, сложилась новая религия – индуизм. Но некоторые буддистские общины сохранились.

В XIV в. власть султанов ослабла. Слабостью делийских султанов вос-пользовался монгольский правитель Тамерлан (Тимур), пришедший с вой-ском из Средней Азии. В 1398 г. Дели был захвачен войском Тамерлана. Монголы вскоре ушли, но власть султанов ослабла. Стали поднимать мятежи начальники провинций.

 

Япония в Средние века. Япония находится в Юго-Восточной Азии. Первое государство появилось в Японии в III в.н.э. Позднее появились и другие государства.

В начале VII в. произошло объединение Японии. Правители Японии стали копировать китайский опыт. Они заимствовали законы, письменность. Так продолжалось до конца VIII в. Тогда один японский военачальник арестовал императора и стал управлять государством от его имени. Он отказался от китайского опыта. Всевластие этого диктатора не понравилось другим военачальникам и в Японии началсь борьба за власть.

К концу XII в. в стране сложилась новая политическая система. Власть захватил военачальник Минамото, который объявил себя сёгуном (главнокомандующим). Императоры оказались под арестом. Когда у них появлялись дети, их заставляли отрекаться от власти в пользу детей, у которых сёгун становился регентом. Власть клана Минамото оказалась недолговечной. В 1219 г. власть в стране захватил клан Ходзё.

В середине XIII в. монголы направили своих послов с требованием уплаты дани. Послы были убиты. С большим трудом монголы построили флот. Но два их похода не увенчались успехом: японцев спасла погода, цунами разметали флот монголов.

После отражения монгольской агрессии в Японии вновь началась борьба за власть. Её захватил клан Асикага (в 1392 г.).

В Средние века в Японии стали складываться социальные группы, которые некоторые историки называют сословиями. Там сформировалось военное сословие самураев. Но не все самураи за военную службу получали земельные владения (в Японии мало земли), некоторые самураи получали лишь мешки с рисом.

В виду слабости центральной власти в Японии появились города, которые отличались относительной самостоятельностью. В этих городах возникли организации, отдалённо напоминающие европейские гильдии и цехи.

Японцы стали создавать свою самобытную культуру. Они создали звуковые иероглифы. В Японии утвердилось несколько религий: кто-то из японцев стал исповедывать буддизм, кто-то – конфуцианство, кто-то - синтоизм (самобытная религия японцев).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал