Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СССР в 1964-1982 гг.
Политический режим. Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политический режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты. После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группировки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Косыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шеленин, Суслов) предлагала вернуться к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений. В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андропова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма " очерните-льством". Благодаря этим уступкам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра обороны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как " верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты " вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочинений. В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консервативный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено развитое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться " как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталинского периода. В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреп-лена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось полностью возродить сталинские порядки. Конец 70-х гг.- начало 80-х гг. стали апофеозом разложения тоталитарного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погрязло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и областные, и городские и районные князьки. Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли известные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституционные права советских граждан: писали письма советским руководителям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение диссидентов. Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предложений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была измениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предприятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования работников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод предприятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть министерств. В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились темпы экономического роста и зарплата работников, стала расширяться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 60-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята. После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки реформирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали создаваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышленные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую экономику. Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в сельское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР. Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. некоторые экономисты стали понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема. Внешняя политика. К середине 60-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третьего мира не дала ожидаемых результатов. В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разрядку международной напряженности. Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обязались уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопросы мирным путем. К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную победу и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути. Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалистическом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод " Дружба", газопровод' " Союз" и единая энергосистема " Мир". Была принята программа экономической инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах. На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехословакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить накопившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов. Брежневское руководство в начале 70-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Китай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния. В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил польскому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистический лагерь разваливался... Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 60-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама. В начале 70-х гг. в странах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 70-хгг. Запад вышел из энергетического кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения. В период брежневского руководства СССР увеличил материальную помощь странам третьего мира. Миллиарды нефтедолларов шли на поддержку " прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других странах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уничтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены советские войска по просьбе нового президента Б.Кармадя, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы. Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие внешнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содружестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира». 46. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований. Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление советской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство. Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей. В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг. Первый этап реформ. В апреле 1985г. был принят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советского общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машиностроение и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину труда и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов. Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и политические преобразования. Они проходили под лозунгом: " Больше социализма! " В этот период предпринимались усилия по активизации деятельности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических общественных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получиои тюремное наказание. В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказазались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потребительский рынок. Но даже эти робкие попытки реформ вызвали сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из партийных и государственных орга-нов. В высшем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что " без политической реформы невозможна экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обновленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева. В январе 1987г. начался второй этап реформ. Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убийстве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962г., о коррупции в брежневские времена. В ходе осуществления политики гласности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о репрессиях. В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группировками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой " Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что политика гласности - шельмование " славной советской истории". Воспо-льзовавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным визитом, Лигачев опубликовал " письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: " письмо" Н.Андреевой было осуждено, как антиперестроечное. Во второй период перестройки осуществлялись и экономические реформы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обострился дефицит основных товаров. Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гуманный демократический социализм и переход к рыночной экономике. Третий этап перестройки. На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реабилитированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти реформы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где закреплялась руководящая роль КПСС). М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную собственность. Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г.
47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.: направление развития в политике и экономике, достижения и просчеты. «Шоковая терапия». В 1992 г. в России, ставшей самостоятельным госу-дарством после распада СССР, стал неизбежным переход к рыночной эко-номике. Повседневным явлением стали пустые прилавки магазинов. Соци-альная напряженность нарастала. Идеологом и основным проводником политики реформ стал Е.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную стру-ктуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов – Междунаро-дного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение государственных программ: резко упало государственное финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха многие предприятия, до крайне низкого уровня упали социальные расходы. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринима-телей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий. В ходе приватизации власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который стал бы опорой нового политического режима. Поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Но новые хозяева не при-влекали необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные разме-ры. Отечественные товаропроизводители утратили контроль над 50 % нацио-нального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами. Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населе-ния страны извлекли выгоду от приватизации. Ведущее место среди них за-няли представители бюрократического аппарата, проводившие приватиза-цию. По бросовым ценам скупили богатства страны представители «тене-вой» экономики и криминала. Снижение социальной защищенности граждан России привело к тому, что ежегодная убыль населения России составляла около 1 млн. человек. К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику. 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, вызвавший многократ-ное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способ-ствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть на мировом рынке. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг. Экономическая по-литика правительства привела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. Непримиримую позицию по отношению к оппозиции занял президент Ель-цин. 21 сентября 1993 г. Ельцин незаконно приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействите-льным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован войсками. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены. Осенью 1993 г. был подготовлен проект новой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, ко-торая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, распускать органы законодатель-ной власти в оговоренных случаях и издавать указы по ключевым политичес-ким вопросам. Законодательным органом власти стал двухпалатный парла-мент - Федеральное собрание. Общественно-политическое развитие в 1994 – 2000 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. С трудом в Государственную Думу прошел проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На всеобщих выборах в 1995 г. этот блок не смог попасть в парла-мент. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Пер-вый тур выборов не определил победителя. По итогам второго тура было объявлено, что победу одержал Ельцин. Для периода 1995-1999 гг. была характерна частая смена правительств. В эти годы большого размаха достигло забастовочное движение. Во многих республиках усиливался сепаратизм. Попытка восстановить правопорядок в Чечне привела к войне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня фактически стала независимым государством. После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин назначил на пост пре-мьер-министра Е. М. Примакова, который опирался на думское большинство. Новому правительству удалось добиться роста промышленности, прекраще-ния массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ель-цина в мае 1999 г, привела к отставке правительства Примакова. Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Боевые действия на Северном Кавказе были успешными для российской армии. Осенью 1999 г. произошли террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с действиями чеченских терро-ристов. Осенью началась антитеррористическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основ-ные силы сепаратистов. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей прези-дента. Исполняющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал президентом России.
Всеобщая история. Краткий курс. Основные вопросы
1. Источники сведений о прошлом человечества. 2. Предыстория человеческого общества. 3.Первобытная история. 4. От первобытности к цивилизации.
|