Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документальное оформление и учет поступления основных средств
Основные средства предприятий формируются в результате: - капитальных инвестиций (сооружения, изготовления, приобретения); - взноса учредителей в уставный капитал предприятия; - в порядке безвозмездной передачи другими хозяйствами. На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, составляется акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № 03-1), в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект (устойчивой краской, путем прикрепления металлического жетона с номером и т.п.) и в дальнейшем проставляется во всех документах, которыми оформляется движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (ф. № 03-6), являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта основных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируются в специальных описях (ф. № 03-7), записи в которых осуществляют по классификационным группам основных средств. Зарегистрированные в описи карточки хранятся в картотеке, где размещаются по классификационным группам и местам эксплуатации. Карточки на недействующие основные средства (в запасе, на консервации) помещаются отдельно. По местам использования учет основных средств ведут в инвентарных списках (ф. № 03-9), в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации. Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех, из запаса в эксплуатацию и т.п.) оформляется актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № 03-1), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке и перемещения ее в картотеке по новому месту использования. На основании второго экземпляра акта сдатчиком делается отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Синтетический учет основных средств, согласно Плану счетов, ведется на счете 10 " Основные средства", который предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга). По дебету счета 10 " Основные средства" отражают: - поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия; - суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта; - сумму дооценки стоимости объекта основных средств. По кредиту счета 10 " Основные средства" отражают: - выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям; - частичные ликвидации; - сумму уценки стоимости основных средств. Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в отдельности. Для учета других необоротных материальных активов, которые не входят в состав объектов, учитываемых на счете 10 " Основные средства", планом счетом предусмотрен счет 11 " Прочие необоротные материальные активы. При составлении баланса остатки счетов 10 " Основные средства" и 11 " Другие необоротные материальные активы" отражаются общей суммой по статье " Основные средства". Приобретенные (созданные) основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Единицей учета основных средств является объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из следующих расходов: - суммы, которые уплачивают поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов); - регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; - суммы ввозной пошлины; - суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию); - расходы по страхованию рисков доставки основных средств; - расходы на установку, монтаж, наладку основных средств; - другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью. Для накопления первоначальной стоимости объекта основных средств до момента ввода его в эксплуатацию используют счет «Капитальные инвестиции». Под капитальными инвестициями понимают затраты предприятия на приобретение или создание основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, а также затраты на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Синтетический учет затрат на капитальные инвестиции осуществляется на счете 15 " Капитальные инвестиции" по субсчетам: 151 " Капитальное строительство"; 152 " Приобретение (изготовление) основных средств"; 153 " Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов"; 154 " Приобретение (создание) нематериальных активов"; 155 " Приобретение (выращивание) долгосрочных биологических активов". По дебету счета 15 " Капитальные инвестиции" и его субсчетов отражаются затраты на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, а по кредиту — списание их в качестве первоначальной стоимости принятых в эксплуатацию объектов. Аналитический учет капитальных инвестиций ведется по видам основных средств, другим материальным необоротным активам, нематериальным активам, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам). На организацию учета капитальных инвестиций влияет способ выполнения работ: подрядным способом (т. е. специализированными организациями на договорных началах) или хозяйственным способом (т. е. силами и средствами самого предприятия). При подрядном способе выполнения работ учет материальных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвестиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые по актам работы. Исходя из этого, предприятие-застройщик на стоимость выполненных и принятых по актам строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете делает запись: Д- т 15 – К- т 63. Такой же записью оформляется стоимость приобретенных объектов основных средств, не требующих монтажа (свободно стоящие станки, транспортные средства, измерительные приборы, производственный и хозяйственный инвентарь и др.). Оборудование, требующее монтажа, учитывается в составе производственных запасов на счете 205 " Строительные материалы". При приобретении такого оборудования в бухгалтерском учете делают запись: Д-т 205 " Строительные материалы"; К-т 63 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При передаче оборудования, требующего монтажа, на строящиеся объекты в бухгалтерском учете делают запись: Д-т 151 " Капитальное строительство"; К-т 205 " Строительные материалы". Сумма налогового кредита по НДС, на которую предприятие имеет право уменьшить налоговое обязательство, включенная в счета подрядных организаций при выполнении капитальных работ, поставщиков при приобретении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, отражается записью: Д-т 641 " Расчеты по налогам"; К-т 63 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При хозяйственном способе выполнения строительно-монтажных работ затраты на капитальные инвестиции предприятие-застройщик отражает на дебете счета 15 " Капитальные инвестиции" в корреспонденции с кредитом следующих счетов: 205 " Строительные материалы" (на стоимость израсходованных строительных материалов и оборудования, переданного в монтаж на строящиеся объекты); 66 " Расчеты по оплате труда", 65 " Расчеты по страхованию" (на сумму заработной платы, начисленной рабочим, занятым на строительных работах, и отчислений на социальное страхование) и др. По данным счета 15 " Капитальные инвестиции" исчисляют фактическую себестоимость законченных объектов строительства (реконструкции, модернизации, приобретения). Ввод в эксплуатацию каждого объекта оформляется Актом приемки-передачи основных средств (ф. № 03-1), служащего основанием для зачисления объекта в состав основных средств.
|