Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.






Несовершеннолетние дети имеют права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ и семейным законодательством. Детям могут принадлежать имущественные и личные неимуществен­ные права, составляющие правовой статус любого гражданина. Основ­ные из этих имущественных и личных неимущественных прав перечислены в ст. 18 ГК, определяющей содержание правоспособности граждан независимо от возраста. Перечень указанных в ст. 18 ГК прав не является исчерпывающим и дополняется в семейном законодатель­стве правами, обусловленными несовершеннолетием ребенка.

В соответствии с российским семейным законодательством несо­вершеннолетние дети обладают различными имущественными и неи­мущественными правами: правом на содержание, заботу, воспитание и т.д. Этот комплекс прав в обобщенном виде можно назвать правом детей на попечение. Хотя данный термин в семейном законодательстве и отсутствует, его используют для обобщенного обозначения всех прав ребенка, которые реализуются в процессе воспитания. Праву ребенка на попечение соответствуют обязанности родителей ребенка по осуще­ствлению такого попечения. Надлежащее выполнение родителями обя­занностей попечения детей является основным условием полной реализации их родительских прав.

Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в силу различных причин. Это могут быть объективные причины, которые повлекли реальную невозможность осуществления родителями попе­чения над детьми: смерть родителей, их тяжелая болезнь, несчастный случай, утрата дееспособности, длительное отсутствие и даже потеря ребенка при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, во­енные действия и т. п.). Некоторые объективные причины обусловлены неправомерным поведением родителей по отношению к детям, послу­жившим основанием для лишения родительских прав, а также поведе­нием родителей, не выражающим их отношения к своим родительским обязанностям, но повлекшим арест или осуждение родителей к лише­нию свободы за совершенное преступление.

Субъективные причины лишения детей попечения родителей, как правило, связаны с виновным противоправным поведением родителей по отношению к детям. Такое поведение может выражаться и в противоправных (стр. 392) действиях, но гораздо чаще оно проявляется в бездействии. Это может быть жестокое обращение с детьми (избиение, издеватель­ство и т. п.), отказ родителей взять детей из родильных домов, воспи­тательных и иных учреждений; оставление детей в общественных местах или у посторонних людей; оставление детей дома без пищи, необходи­мого лечения и лекарств; нежелание приобрести ребенку одежду, школьные принадлежности и т. п.

В исключительных случаях оставление ребенка без необходимого попечения происходит при невиновном поведении родителей. Родите­ли, ставшие беженцами, безработными, инвалидами и т.п., не всегда в состоянии обеспечить даже минимальные потребности ребенка. Од­нако юридические последствия для детей и родителей в этих случаях должны наступать лишь тогда, когда отсутствует всякая забота о ребенке и когда наступает опасность для жизни, здоровья и воспитания ребенка. В других случаях необходимая помощь таким детям должна оказываться в иных, необязательно правовых, формах[229].

Указанные обстоятельства, вследствие которых дети оказались без попечения родителей, перечень которых не является исчерпывающим, выступают в качестве юридических фактов, которые влекут правовые последствия, в том числе изменения в семейных правоотношениях. Одно из юридических последствий связано с тем, что выполнение обязанностей отсутствующих или бездействующих родителей и осуще­ствление действий, предписанных законом для соответствующих слу­чаев, возлагается на органы опеки и попечительства.

О праве на государственную помощь брошенных и покинутых детей, а также детей-сирот говорится в п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка. В Российской Федерации детьми, оставшимися без попечения родителей, должны заниматься органы местного самоуправления, ко­торые в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК выполняют функции органов опеки и попечительства. Деятельность этих органов по выявлению таких детей, обеспечению им нормальных условий содержания, воспи­тания и обучения, помимо норм семейного и гражданского законода­тельства, регулируется также уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства. Если точную дату утраты родительского по­печения установить невозможно, органы опеки и попечительства про­веряют поступившую информацию по месту нахождения ребенка и составляют акт обследования условий жизни ребенка с выводами о (стр.393) наличии или отсутствии родительского попечения[230]. При лишении родительских прав, признании родителей недееспособными, осужде­нии их к лишению свободы и т.п. момент утраты родительского попечения определяется моментом вступления соответствующего ре­шения (приговора) суда в законную силу.

Обязанность органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, означает, что органы опеки и попечительства не только обязаны реагировать на поступаю­щую к ним информацию, но и должны сами на подведомственной им территории предпринимать активные действия —обследовать детские и лечебные учреждения, школы; места вероятного пребывания детей, убежавших от родителей и из детских учреждений; запрашивать и проверять информацию о пребывании детей в подвалах и на чердаках и т.п.

Обязанности органов опеки и попечительства по выявлению и последующему устройству детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно представляют собой и исключительные права органов опеки и попечительства. Это прямо закреплено абз. 3 п. 1 ст. 121 СК, запрещающим деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данное правило призвано гарантировать применение надлежащих спо­собов защиты интересов несовершеннолетних детей, предотвратить нарушение их интересов и использование брошенных детей в корыст­ных и преступных целях.

Иные организации, в том числе общественные, религиозные, спе­циализированные детские учреждения, а также граждане могут лишь оказывать органам опеки и попечительства содействие в выполнении последними возложенных на них задач. На должностных лиц дошколь­ных, образовательных, лечебных и других учреждений, включая долж­ностных лиц органов дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей, п. 2 ст. 122 СК возложена обязанность сообщать органам опеки и попечительства о появлении детей, нужда­ющихся в попечении.

Сбор информации о детях необходим для государственного учета детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в посто­янном устройстве. Государственная регистрация таких детей является обязательной и осуществляется в соответствии с постановлением Пра­вительства РФ от 3 августа 1996 г., утвердившим «Порядок организации (стр.394) централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»[231]. Сведения о ребенке в виде анкеты установленного образца органы опеки и попечительства направляют одновременно в два органа: в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на террито­рии которого проживает или обнаружен ребенок (региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (федеральный банк данных)[232].

Обязанности по ведению государственного централизованного уче­та детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Мини­стерство общего и профессионального образования РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет является дата заполне­ния анкеты ребенка органом опеки и попечительства. Цель формиро­вания региональных и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит не только в выявлении таких детей, но и в содействии их устройству, а также последующем контроле за созданием детям нормальных условий жизни и воспитания. За неис­полнение обязанностей по устройству и выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, должностные лица органов опеки и попечи­тельства несут административную ответственность в соответствии со ст. 193 КоАП РФ.

Обязанности органов опеки и попечительства не сводятся только к выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей. После установления факта утраты родительского попечения органы опеки и попечительства обязаны обеспечить устройство детей в соответствии с формами устройства, допускаемыми семейным законодательством. Не­зависимо от избранной формы устройства органы опеки и попечитель­ства обязаны в последующем осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и обучения детей.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, может быть временным и постоянным. Временное устройство осуществляется при невозможности немедленного постоянного устройства ребенка либо отсутствии такой необходимости, например когда родители отсутствуют временно. Продолжительность временного отсутствия родителей для решения вопроса о необходимости обеспечить устройство детей зако­ном не определена. Этот вопрос в каждом конкретном случае органы опеки и попечительства решают индивидуально, оценивая необходимость (стр. 395) срочного устройства детей. Постоянное устройство детей соот­ветственно применяется тогда, когда родителей нет и трудно предпо­лагать, что они появятся или иным способом примут на себя попечение о ребенке.

Временное устройство ребенка органы опеки и попечительства осуществляют одним из двух способов: либо передают ребенка на время другим родственникам, желающим и способным о нем позаботиться, либо временно помещают детей в детские учреждения. В период временного устройства ребенка функции законных представителей (опекунов и попечителей) ребенка выполняют органы опеки и попе­чительства (п. 2 ст. 123 СК).

Постоянное устройство детей становится необходимым тогда, когда дети лишены попечения родителей навсегда или на длительное время. Это обстоятельство должен установить орган опеки и попечительства и избрать одну из форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, из числа предусмотренных в ст. 123 СК.

Формами постоянного устройства детей, по законодательству РФ, являются: 1) усыновление; 2) передача под опеку и попечительство;

3) передача в приемную семью; 4) передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для применения той или иной формы постоянного устройства детей требуются различ­ные правовые основания. Иногда достаточно решения органа опеки и попечительства (опека, попечительство, помещение в детское учреж­дение); в других случаях необходимо решение суда (усыновление); для некоторых форм устройства детей необходимо заключение договора (приемная семья). Одни формы постоянного устройства детей требуют регистрации в органах записи актов гражданского состояния (усынов­ление), другие в этом не нуждаются.

Попечение над ребенком в любой форме (опека, попечительство, усыновление, приемная семья) граждане принимают только доброволь­но; для органов же опеки и попечительства, воспитательных и иных учреждений это является обязанностью, вытекающей из закона. Как правило, попечение над несовершеннолетними детьми граждане, как и детские учреждения, осуществляют безвозмездно. Но передача детей на воспитание в приемную семью производится по договору, предус­матривающему не только ежемесячные выплаты денежных средств на содержание детей, но и оплату труда приемных родителей (п. 1 ст. 152 СК).

Права и обязанности лиц и организаций, принявших на себя попечение над детьми, в семейном законодательстве исчерпывающим образом не определены. Например, действует презумпция о том, что эти права и обязанности в любой момент существуют в объеме, необходимом (стр. 396) и достаточном для осуществления функции попечения над детьми, защиты их прав и интересов. Но злоупотребление правами не допускается, например, опекуны и попечители ограничены в возмож­ности совершать сделки с имуществом подопечных.

Семейный кодекс, к сожалению, подробно не регламентирует так называемое «фактическое воспитание» как способ устройства детей, но, без сомнения, допускает подобную форму отношений несовершен­нолетних детей и иных лиц, так как предусматривает обязанности воспитанников содержать своих фактических воспитателей (ст. 96 СК).

Статья 123 СК предоставляет субъектам РФ право дополнительно своими законодательными актами учреждать и иные формы постоян­ного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом особенностей региона, местных и национальных обычаев и при условии соблюдения основополагающих принципов семейного законодательст­ва это могут быть детские приюты, создание которых стало возможным после издания Указа Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защи­ты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543. Во исполнение данного Указа министром социальной защиты населения РФ утверж­дено Примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовер­шеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, ока­завшимся в трудной жизненной ситуации, и другим детям, нуждаю­щимся в предоставлении временного приюта.

В некоторых регионах РФ появляются приюты для одиноких, в том числе несовершеннолетних матерей, не имеющих жилья, работы и пр. Так как матери помещаются туда вместе с новорожденными детьми до достижения детьми трех лет, что позволяет предотвратить многие случаи отказа от детей и оставления их в родильном доме, данные приюты можно считать новой своеобразной формой устройства и несовершеннолетних детей.

Выбирая форму постоянного устройства ребенка, органы опеки и попечительства должны исходить не только из имеющихся возможно­стей, но и из интересов ребенка, учитывать особенности личности ребенка (возраст, состояние здоровья, характер, особенности поведе­ния и т. п.). Как правило, при избрании формы постоянного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывается и желание самого ребенка. Если же ребенок достиг 10 лет, основные формы его устройства (усыновление, передача на воспитание в приемную семью (стр.397) и пр. не могут быть использованы без его согласия. Любая форма постоянного устройства ребенка впоследствии, конечно, может быть заменена на иную по инициативе органов опеки и попечительства. Но при устройстве ребенка предпочтение следует отдавать формам устрой­ства, способным обеспечить ребенку условия, аналогичные условиям воспитания ребенка в родной семье (усыновление, приемная семья и т.п.). Детские учреждения, в которых постоянно живут и воспитыва­ются дети, со временем должны стать анахронизмом. Так, безусловно, и будет, особенно тогда, когда у государства появятся возможности выделять приемным семьям достаточно средств на содержание приня­тых на воспитание детей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал