Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика здоровой семьи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Сильная родительская позиция с ясными семейными правилами. Гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения. Сохранные, эмоционально тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Модели психологически здоровых семей (по Г.Г. Буторину) 1. Функционально-самодостаточная. Отношения характеризуются гибким, поддерживающим и «разумно дозволяющим» поведением родителей, когда они легко и «особо не задумываясь над этим» приспосабливались к потребностям ребёнка. Дети чувствуют себя защищенными и могут искать новые пути для «исследования и развития». Родители последовательны в своих требованиях, а в воспитательных приёмах практически отсутствуют элементы давления и принуждённого форсирования развития опережающих навыков у детей. Элементы необходимого контроля не выглядят жёсткими и мелочными, а система запретов и поощрений оптимально сбалансирована. 2. Функционально-ригористическая. Адаптация родительского поведения к потребностям ребёнка сопровождается определённым осознанным контролем, когда для достижения «включённости в проблемы детей» необходимо старание для того, чтобы вникнуть в его переживания. Не всегда успешная реализация такого стремления вносит во внутрисемейную коммуникацию некоторое напряжение и недостаток спонтанности, непосредственности. Несмотря на то, что в такой воспитательной ситуации ребёнок находится в центре внимания, его «личная свобода» подчиняется довольно твёрдой регламентации. Избыточное опекунство родителей выражается в категоричности их позиций, требований, в тенденциях навязать своё мнение и готовые решения, а заведённые в доме порядки и правила подлежат неукоснительному выполнению. Строго контролируется система запретов и - поощрений, а чувство идентичности семьи не «завершено», что проявляется в ситуативных внутренних противопоставлениях ребёнком чувств «Я» и «Мы». 3. Функционально-конформистская. Родительское внимание к проблемам детей несколько ограниченно. Основу их заботы составляет больше заострённое чувство долга, обязанности, повышенной принципиальности (гиперсоциальность), что характеризует определённую «заданность» в отношениях с детьми. Недостаточный уровень педагогической компетентности родители стремятся восполнить сведениями, полученными на различных просветительских лекциях, либо из средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио). Это приводит к тому, что единый родительский воспитательский стиль не сформирован, зависит от тех рекомендаций, которые они считают наиболее приемлемыми. К каждым новым полученным сведениям внимательно прислушиваются, что может поменять стиль воспитания, который при этом почти всегда носит сентенциозный характер. В определённых ситуациях они демонстрируют амбивалентность отношений и их разноплановость. Система запретов и поощрений существует, но часто противоречива. Идентичность данных семей характеризуется существенным противопоставлением «Я» и «Мы», что значительно снижает их стабильность и способность противостоять дестабилизирующим воздействиям, в которых решения, принимаемые родителями, часто носят противоречивый характер. 4. Функционально-реверсивная. Поведение родителей не всегда носит последовательный характер. Ограниченность воспитательных ресурсов нередко обусловливает их непоследовательные поступки и требования, которые не всегда сопоставимы с возрастными возможностями детей, что влияет на доверительность их взаимоотношений. Родители в таких семьях стремятся направлять развитие ребёнка в соответствии с собственными представлениями в ущерб его реальных потребностей. Чрезмерный контроль объясняется постоянной тревогой по поводу возможных опасностей, неудач, от которых следует оградить ребёнка. В таких семьях обнаруживается склонность к проявлению индивидуализма, что затрудняет выделение в ней явного лидера. Внешние связи выглядят несколько ограниченными, редко устанавливаются новые знакомства и взаимоотношения, при этом охотно и регулярно поддерживаются связи с родственниками и близкими друзьями. Отдых и развлечения чаще ограничиваются семейным кругом (семьей ходили в кино, театр и т.д.). Необходимость расширения социальных контактов может сопровождаться социально-психологическим напряжением. Идентичность и стабильность такой семейной системы, её толерантность к неблагоприятным социально-стрессовым воздействиям оценивается как самая низкая из всех моделей. ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ. Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов: неполные, с низким интеллектуальным уровнем родителей; с низким материальным уровнем. Конфликтные семьи: диссоциированная пара; нежелание преодолеть недостатки характера; неприятие супруга (его установок, культуры, манер). Семьи с нравственной деформацией: эгоистически ориентированные семьи (достигать своего в ущерб другим, пользоваться чужим трудом, поступаться принципами и т.п.); криминальные семьи; с наркологическими проблемами. Педагогически некомпетентные семьи: непонимание индивидуальности; с патологическими типами воспитания. Характеристика асоциальной семьи Сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминалогической и наркологической отягощённостью. Нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне. Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родите б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери; в)они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»; г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора. Характеристика конфликтной семьи «Запутанные отношения» между членами семьи. Семья с разъединёнными, конфликтно сосуществующими родителями. Семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. Общение находится на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения. Доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины. Активное нежелание обсуждать проблемы семьи с кем-либо из окружающих сочетается с часто возникающими состояниями тревоги и паники по отношению к семейным проблемам. Неблагоприятные типы воспитания Гипопротекция (гипоопека): явная — безнадзорность; скрытая — при показном внимании; потворствующая — при стремлении оградить от постороннего воспитания; явное эмоциональное отвергание — тип «Золушки»; перфекционизм — совершенствование с принуждением; жестокое обращение. Гиперпротекция (гиперопека): явная - по типу «оранжерейная»; доминирующая - мелочная опека без свободы выбора; потворствующая -по типу «кумира семьи»; компенсаторная - с боязнью, что все плохо; не материнская - близкие родственники. Повышенная моральная ответственность. Смены типов воспитания. Противоречивое. Критерии неблагоприятных воспитательных условий в семье V психотравмирующая среда и воспитание должны быть особо значимы для базальных характеристик личности данного ребёнка (инстинкты, темперамент и т.п.); они должны быть достаточно продолжительными или многократно повторяющимися; их значение должно усиливаться в критический период развития ребёнка; • они должны включаться в этиопатогенетические механизмы различных
|