Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие женского вопроса. Социалистическая и либеральная трактовки женского вопроса






Европейские просветители обосновали идею естественных прав человека. Однако часть просветителей не распространяли это на женщин.

В теории гендерно дифференцированного воспитания Ж. Ж Руссо, которую он изложил в романах «Эмиль или о воспитании» и «Юлия или новая Элоиза», ярко выражена просветительская идея о том, что женское начало обладает рядом позитивных качеств, которые отсутствуют у мужчин и которые оказывают важное позитивное влияние на процесс формирования мужского субъекта (С. Жеребкин, 2001).

Ж.-Ж. Руссо являлся сторонником традиционных ролей женщины. Мыслитель обосновал свой взгляд по проблеме женщин в произведении «Эмиль, или о Воспитании». Известный своими идеями о свободном воспитании, в вопросах социальном статусе женщины он оказался на более консервативных позициях.

Ж.-Ж. Руссо обосновал принцип женской природосообразности. Он считает, что «все дело в том, чтобы быть тем, чем создала нас природа». Ж.- Ж. Руссо критиковал Платона, за то, что он хотел уравнять мужчин и женщин в вопросе военного искусства: «женщина дороже стоит как женщина, но не хороша в качестве мужчины», таким образом, Ж. Ж. Руссо был активным сторонником сохранения женской идентичности, ее природосообразности.

В XIX в. в социальной мысли начал фигурировать новый термин – «женский вопрос». В чем его суть?

Т. А. Карченкова в диссертационном исследовании дает следующее определение понятия «женский вопрос»: «совокупность проблем правового, социального, политического, экономического, ценностно-нормативного характера, от решения которых зависит общественный и семейный статус женщин».

Социализм. Идеи об освобождении женщин выразились в русле теорий о классовой борьбе (А. Бебель, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), где женщины представлялись угнетенным классом, подобным пролетариату.

Освободительные идеи Великой французской революции в XIX веке стали опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы: «Мужчина и женщина - вот социальный индивид», произнесенная социалистом Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса», - сформулированная Шарлем Фурье.

Идеи западной сексуальной революции предвосхитил французский социалист Ш. Фурье, который предлагал функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) передать обществу, а мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения. Люди могут сами выбирать тип этих отношений: воздержание; частая смена партнеров; групповые отношения; длительные отношения одной пары.

Ф. Энгельс напрямую увязывает неравноправие полов с классовым неравенством, считая угнетение женщины мужчиной первой фор­мой классового угнетения. Муж в семье представляет буржуазию, жена – пролетариат. Эн­гельс вывел формулу о «двойном угнетении», которому подверга­ются женщины пролетарского класса в буржуазном обществе: они угнетены как класс и как пол. По мере того как женщины будут вовлекаться в общественное производство, равноправие будет уси­ливаться. С победой социализма в положении как женщин, так и мужчин произойдут значительные перемены: необходимость в су­ществовании семьи отпадет, так как все ее хозяйственные функ­ции и воспитание детей возьмет на себя общество. Тогда женщина будет по-настоящему равноправна с мужчиной, и единственной основой для брака останется любовь.

А. Бебель в работе «Женщина и социализм» предпринял анализ статуса женщины в различные эпохи. Он считал, что женщинам необходимо организовать свое движение. Основной тезис классического марксизма состоит в том, что поскольку женщины-работницы угнетены капиталистической системой в той же степени, что и мужчины, а разделяет женщин принадлежность к разным классам, постольку не существует единых специфически женских интересов, отличных от классовых. Объединение женщин из разных социальных слоев возможно только для борьбы за преобразование капиталистического общества в социалистическое.

Анархизм. Анархисты считали, что институт брака является одной из форм закрепощения женщины. Следовательно, его необходимо разрушить и заменить другими формами упорядочивания половых отношений мужчины и женщины (свободная любовь). Подобные идеи были распространены в Европе и США (Э. Голдман).

Либеральные идеи о равноправии полов. Одним из основоположников движения за женское равноправие считается английский философ и социолог Дж. С. Милль. Работы Дж. С. Милля аккумулировали в себе идеи относительно искоренения гендерного неравенства в обществе.

Одним из первых этот либеральный философ выдвинул концепцию «полного ра­венства» полов, которая включала юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Женщины облагались налогами наравне с мужчинами, но их права на владение собственностью были существен­но ограничены: замужняя женщина теряла право распоряжаться своим имуществом и заключать договоры. Милль считал, что в современном обществе судьба человека должна опре­деляться только его личными способностями, а не тем, родился он мужчиной или женщиной.

Эссе Дж. С. Милля «О подчинении женщины» представляло большой ин­терес для общественности и за короткий промежуток времени было переведено на основные европейские языки. Инновационная теория Дж. С. Милля сводилась к тому, что при создании соответствующих социальных условии угнетенный пол (т.е. женщины – авт.) мог бы внести огромный вклад в дело общественно­го прогресса.

Рассматривая проблему «рабства жен­щин», Дж. С. Милль, как и Ш. Фурье, критиковал институт брака, который по­глощал права, свободу действий и собственность женщин. В труде «О подчинении женщины» он писал, что «любой шаг на пути про­гресса сопровождался соответствующим поднятием общественного уровня женщин - что есть мерило цивилизации народа или века для историков и философов». Высказанная Дж. С. Миллем идея, что у женщин могут быть свои инте­ресы, отдельные от интересов мужа или семьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» - социальной группы, осознающей наличие собственных интересов, не совпадающих с интересами других групп, а иногда и противоречащих им.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал