Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние религиозных традиций ислама и иудаизма на роль женщин в обществе
Канонический образ женшины-мусульманки предписывал ей скромность и послушание. В послушании женщины мужчине нет ничего для нее оскорбительного, поскольку, как считают мусульмане, это ее естественная, можно сказать, природная обязанность. Другое дело, что мужчина должен соответствовать своему высокому предназначению, искренне соблюдать все предписания религии и бережно обращаться со своей женой (или женами). Ислам видит ценность женщины в том, чтобы она была любящей матерью, верной женой и хорошей хозяйкой дома. В этих сферах ей должно реализоваться в первую очередь, хотя общественная жизнь также не противопоказана. Как известно, Хадиджа, жена Мухаммеда, успешно вела торговое дело. Так же, как и в других монотеистических религиях, историческая традиция довольно далеко отстояла от высоких идеалов священных текстов. Это относится и к реальному положению женщин в исламе, которое вряд ли можно назвать полноправным. Более того, по сравнению с христианской традицией в исламе требования, предъявляемые к поведению женщины, были более жесткими. Согласно Корану, женщина не имела права без сопровождения родителей или мужа выходить на улицу, впускать в дом посторонних. Она должна была повиноваться мужу и его настроениям, в случае его смерти носить траур установленный срок, подчиняться воле оставшегося старшего мужчины в семье. Вне дома лицо женщины должно было быть закрытым. Девочек с детства воспитывали в понимании своей вторич-ности, полной подчиненности воле будущего супруга. Преданная жена и многодетная мать — идеальный канонический образ в исламе. Вот слова Низам-аль-Мулька (XI век), признанного авторитета в мусульманском мире: «...Женщины являются «людьми покрывала», у них совершенно нет разума, и чем скромнее, тем более заслуживают похвалы». Основываясь на хадисах, Низам-аль-Мульк советует мужчинам поступать вопреки предложениям женщины. Женщины знатных мужей, по традициям ислама, должны были жить в гареме (буквальный перевод с турецкого — «запретное место»). В гареме могли жить только женщины и дети под присмотром евнухов. Обитательницы гаремов резко различались по своему статусу: они делились на любимых жен, просто жен, наложниц и невольниц. Иудаизм. Это наиболее древняя из монотеистических религий. В целом, иудаизм отличается сравнительно «лояльным» отношением к женшине. В некоторых древнеиудейских толкованиях можно встретить мнение о том, что человек был изначально сотворен андрогином, мужчиной и женщиной одновременно. Он имеет два лика, которые смотрят в противоположные стороны и не могут видеть друг друга. Разделение изначально единой сущности на мужчину и женщину воспринимается в этом случае как падение. Духовное возрождение здесь связывается с восстановлением «совершенного» андрогина, состоящего из «идеальной» пары, находяшейся в любви и взаимопонимании. Мужчина и женщина обращены друг к другу лицами и видят все свойства и качества. Опираясь на библейские слова, евреи возвеличивали семейные узы. Согласно Талмуду, вопрос: «Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?». — будет задан одним из первых в Судный День. Человек не может быть уважаемым раввином, если он не женат, а женатый раввин не может состоять членом высшего еврейского суда, если у него нет детей. Многие правоверные евреи до сих пор считают, что браки буквально совершаются на небесах, так как в Талмуде говорится, что за 40 дней до рождения ребенка голос с неба объявляет о предназначенной ему жене или муже. Так или иначе, но согласно Талмуду: «Мужчина должен всегда почитать свою жену». Ему следует «любить свою жену как самого себя и чтить ее больше себя» (Вавилонский Талмуд, Йевамот, 626). Иудаизм выступал против аскетического воздержания и не связывал святость с подавлением сексуального желания. При этом Талмуд стоял на страже плотских интересов Женщины, специально оговаривая ее права. Это. впрочем, не мешало в ряде случаев относиться к женщине с брезгливостью и снисходительно говорить о ней как существе, по природе своей подчиненном мужчине.
|