Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние разработки вопроса






 

В России в XIX-XX веках стимулом к появлению целого ряда богословских работ, посвященных учению о Богоматери послужило принятие Римо-католической Церковью нового мариологического догмата о непорочном зачатии Девы Марии (8 декабря 1854 г.). Среди русских авторов, работавших в этом направлении, можно назвать свт. Игнатия (Брянчанинова), прот. Георгия Флоровского, В. Н. Лосского, профессора Московской Духовной Академии В. Д. Сарычева, прот. Алексия Князева, прот. Сергия Булгакова и других.

Русские богословы XX века отмечали недостаточность разработки учения о Божией Матери и богословского осмысления Ее церковного почитания. Так, по мнению прот. А. Князева, «< …> ни в свое время византийское богословие, ни в наши дни богословие Православной Церкви не выяснили значения этого совершенно исключительного почитания, и, главное, не только не дали систематического изложения учения о Божией Матери, но и не показали связи с основными церковными догматами» [52] .

В настоящее время в академическом богословии Православной Церкви учение о Божией Матери не относится к активно разрабатываемым богословским направлениям.

В Римо-католической церкви мариология, напротив, находится в самом центре богословского внимания. После II Ватиканского Собора начинается переосмысление связи учения о Божией Матери с учением о Пресвятой Троице и о Церкви. Мариология и триадология рассматриваются в неразрывном двуединстве. Учение о Деве Марии формулируется с опорой на триадологию, а восприятие тайны Пресвятой Троицы восполняется посредством обращения к учению о Деве Марии как уникальной тварной иконе, отображающей эту Троичную тайну.

На II Ватиканском соборе в догматическую конституцию о Церкви была включена мариологическая глава, что привело к перемещению внимания от учения об исключительности и величии Девы Марии к учению о ней как о сестре, образце и спутнице в Церкви. В настоящее время католические богословы занимаются прояснением вопроса о том, как именно Дева Мария, Пресвятая Троица и Церковь соотносятся в деле спасения и его распространения.

 


Список источников и литературы

Источники:

1. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999.

2. Григорий Палама, свт. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии // Григорий Палама, свт. Беседы (Омилии) / Пер. с греч. архим. Амвросия (Погодина). В 3 ч. Монреаль: Братство преп. Иова Почаевского, 1965, 1974, 1984. — Репринт: М.: Паломник, 1993. — Ч. 2. С. 111–121.

3. Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. — СПб.: Воскресение и др., 1996. — Репринт: Казань: Казанская Духовная Академия, 1908.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., 1886.

5. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003

6. Минея праздничная. М.: Донской монастырь, 1993.

7. Триодь постная. М., 2003.

Литература:

1. Алексий (Ржаницын), архим. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М.: Паломник, 2001. С. 13–76.

2. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. — М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. — Репринт: СПб.: Б. и., 1907–1917. Т.4

3. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997.

4. Илларион (Алфеев), архиеп. Православие: В 2 т. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

5. Лихи Брендан. Переосмысление взаимосвязи мариологии, триадологии и экклесиологии / Пер. с англ. С. А. Чурсанова // Церковь и время. — М.: Изд-во Отдела внешних церковных связей МП, 2007. № 4 (41). С. 74–102.

6. Малков П. Ю., Иванов М. С., Васечко В. Н., Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. V. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 486–504.

7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: В 2 т. – М.: Изд-во Академии наук, 1914-1915.

8. Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М.: Паломник, 2001. С. 211–251.

9. Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету М., 1998. №17 С.65-87.

10. Лосcкий В. Н. Всесвятая // Лосский В. Н. По образу и подобию. — М., 1995. С. 172–183.

11. Сергий (Страгородский), митр. Почитание Божией Матери по разуму Православной Церкви // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М.: Паломник, 2001.

12. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. Киев, 1884.

13. Флоровский Г.В., прот. Приснодева Богородица // Догмат и история. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998. С. 165–180.

14. Языкова И. К. Богословие иконы. — М.: Изд-во Общедоступного Православного университета, 1997.

 

 


[1] Преп. Иоанн Дамаскин указывает также, что «Святая Дева мыслится и называется Богородицей не только по причине Божеского естества Слова, но и по причине обожествления Его человеческой природы». Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. — М.: Братство святителя Алексея; Ростов-на-Дону: Приазовский край, 1992. С. 64

[2] Как говорит преп. Анастасий Синаит в «Путеводителе» - «рождение в собственном смысле слова есть добавление ипостаси». Цит. по: Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997. Ч. III. С. 132

[3] Иоанн Дамаскин, преп. Гомилия на Рождество Богородицы // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / Пер. и коммент. Свящ. Максима Козлова, Д. Е. Афиногенова - М.: Мартис, 1997. С. 5

[4] Лосский В. Н. Всесвятая // Лосский В. Н. По образу и подобию. - М., 1995. С. 182

[5] Там же: С. 182

[6] «Божия Матерь, зачав и родив Богочеловека, соделалась превыше всех святых человеков и святых ангелов». Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. СПб., 1886. С. 6

[7] В толковании на слова Господа: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс 131. 11) прп. Иоанн Дамаскин поясняет, что «от племени Давида» «прозябла» Дева Мария, «предопределенная Предвечным... Советом Божиим и чрез Святого Духа как представленная, так и предвозвещенная различными образами и словами Пророков». Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003

[8] Быт 1. 9-12. Данный образ был рассмотрен в толкованиях св. Прокла архиепископа Константинопольского.

[9] Быт 28. 12. Образ «Лествицы Иакова» взят из творений св. Андрея Критского.(Православная энциклопедия, Т.7)

[10] Исх 3. 2. Данный образ взят из творений Григория Нисского (Greg. Nyss. In Nativit. Domini)

[11] Иезек. 44. 1-2. Данный тип толкования этого библейского момента принадлежит св. Андрею Критскому. (Православная энциклопедия, Т.7)

[12] См., напр., перечень прообразов, приводимый прп. Андреем Критским в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» (Малков П. Ю., Иванов М. С., Васечко В. Н., Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. V. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 493).

[13] «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

[14] «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» (Ис.7: 14). Ср. также: (Мф. 1: 23). «Еммануил в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог» или «Бог с человеками», то есть «Бог в человеческом естестве», «а это значит то же, что Дева родит воплощенного Бога». Алексий (Ржаницын), архим. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М., 2001. С. 25.

[15] В числе Новозаветных свидетельств присутствует лишь несколько эпизодов, связанных с Божией Матерью (Мф 1. 16, 18-25; 2. 11, 13-15, 19-23; 12. 46-50; 13. 55; Мк 3. 31-35; Лк 1. 26-56; 2. 4-7, 16-52; 8. 19-21; Ин 2. 1-12; 19. 25-27; Деян 1. 14). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Источниками внебиблейских сведений о жизни Богоматери являются раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии», «Евангелие детства, «Книга Иосифа Плотника», «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы».

[16] «Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется. < …> Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое свято, наречется Сын Божий» (Лк. 1: 32, 35).

[17] «И откуда это мне, что Мать Господа моего пришла ко мне?» (Лк. 1: 43).

[18] «Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом» (Гал. 4: 4)

[19] «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16).

[20] «Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется. < …> Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое свято, наречется Сын Божий» (Лк. 1: 32, 35).

[21] «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф. 1: 18)

[22] «не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Мф. 1: 19-20)

[23] «и прият Иосиф жену свою, и не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1: 25)

[24] Алексий (Ржаницын), архим. О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М.: Паломник, 2001.

[25] Тексты символов цит. по: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т.1. Киев, 1884.

[26] Как пишет прот. Алексей Князев, Ефесский догмат 431 г. – «первый и, в сущности, единственный догмат, имеющий отношение к Матери Спасителя. Но по-настоящему это христологический догмат. < …> величать Богородицу – это величать Боговоплощение и само воплотившееся Слово». Князев А.прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе // Альфа и Омега. 2000г. С. 215-216

[27] «Ошибка Нестория заключалась в том, что он искажал христологическое учение, в результате чего Христос для него не был Богом во плоти, но простым человеком, в к-рого вселился Бог. Соответственно понималось Несторием и имя «Христородица». Им он обозначал родившую обычного человека, в к-ром, как в храме, обитал Бог Слово». Малков П. Ю., Иванов М. С., Васечко В. Н., Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия. С. 496

[28] «Отселе уже слова св. Кирилла «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Св.Дева Богородица, ибо она родила По плоти Слово Божие Воплотившееся: тот да будет анафема», как слова, утвержденные и усвоенные Эфесским Собором, имеют силу и значение решительного суда Церкви вселенской, для всех и навсегда». Ржанцев Алексей, архим. О преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа//Прибавления к творениям св.Отцов1848г.Ч.7.Кн.2.стр.-188.

[29] «Сообразно с этой мыслью о неслиянном единении мы исповедуем святую Деву Богородицу, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог Логос, и от Ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм». Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. — СПб.: Воскресение и др., 1996. — Репринт: Казань: Казанская Духовная Академия, 1908. Т. 1. С. 535

[30] Князев А.прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе // Альфа и Омега. 2000г.

[31] «Поучаем исповедовать единого и тогожде Сына…рожденного прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству». Цит.по Ржанцев, Алексей архим. О преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа. С.202

[32] Так во втором определении сказано: «Если кто не исповедует двух рождения Бога Слова, первого-предвечного, не во времени, безплотного рождения от Отца, и второго рождения в последок дней сего же Бога Слова, сшедшего с небес и воплотившегося от Святыя Преславныя Богородицы и Приснодевы (α ε ι π α ρ θ έ ν ο ς) Марии: тот да будет анафема». Цит.по Ржанцев, Алексей архим. О преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа.С.218

[33] В.Н.Лосский в своей статье «Всесвятая» отмечал, что термин “Приснодева”, встречающийся в Соборных Деяниях, начиная с 5 Вселенского Собора, не был специально разъяснен употреблявшими его Соборами.

[34] «…согласием запечатлеваем, Единого Христа Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и бессеменно родившую Его, Непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицею». Ржанцев, Алексей архим. О преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа С.219

[35] «…ибо родилась нам Матерь Божия в святом дворе овчем, от которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грех мира». Преп. Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы

[36] 1.«Беседа произнесенная в Неделю Отец, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице»; 2. «Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте»; 3.«Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии»; 4. «Омилия XXXVII. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии»;

[37] «Вообще все, как раз теперь принесите празднуемой ныне Деве наипрекраснейший и наиболее свойственный Ей дар: - ваше освящение и непорочность тела, приобретенные воздержанием и молитвой».

[38] Слово XV. «Как бы от лица Пресвятой Богородицы к лихоимцам, развратникам и делателям всякого зла, которые всякими канонами и различными пениями надеются благоугодить Ей»

[39] «Часто певаемое Мне тобою “радуйся” тогда будет Мне благоприятно, когда увижу, что ты делом исполняешь заповеди Родившегося от Меня, — что ты отстал от всякого вообще зла, от блуда и лжи, гордости и лести и от неправедного хищения чужих имений».

[40] Филарет (Дроздов). Свт. Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.361-367

[41] Например, текст 1 Икоса: «Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! И со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет: радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная»

[42] «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ни Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.»

[43] «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» (2 икос Акафиста Божией Матери).

[44] «каяждо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву; Иже прежде век Сый Боже, помилуй нас». «Церковь в этой песни торжественно подтверждает, что творение, хотя и падшее и нуждающееся во спасении, но все же могущее дать своему Зиждителю Матерь Деву и в Ней выразить согласие на Его пришествие к нему в качестве Спасителя, действительно свидетельствует об удаче дела своего Творца.» Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: М.: Паломник, 2001. С. 215

[45] «Яко не имамы дерзновения, за премногия грехи наша, но Ты, иже от Тебе рождьшагося, моли Богородице Дево, много бо может молитва Матерня, на умоление Владыки. Не презри грешных мольбы Всечистая, яко милостив есть, и спасти могии, Иже страдати нас ради изволивыи». «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно силу Твою, на Тя бо уповающе».

[46] Это отражено, например, в кондаке 1 Недели Великого Поста (Торжество православия): «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем». Неделя 1-я Святаго Поста. Кондак // Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь постная]. М., 2003. Л. 147

[47] Там же: С.5

[48] К наиболее известным вариантам Одигитрии могут быть отнесены: " Смоленская", " Иверская" (Вратарница), " Тихвинская", " Грузинская", " Иерусалимская", " Троеручица", " Страстная", " Ченстоховская", " Кипрская", " Абалацкая", " Споручница грешных" и другие.

[49] К иконам типа " Умиление" относятся: " Владимирская", " Волоколамская", " Донская", " Федоровская", " Жировицкая", " Гребневская", " Ахренская", " Ярославская", " Взыскание погибших", " Почаевская" и т.д.

[50] Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету – М., 1998. №17 С.79.

[51] Там же: сс. 77-78.

[52] Князев А., прот. Великое знамение Царства Небесного и его пришествия в силе // Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М., 2001. С. 213-214.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал