Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды деятельности взрослого человека.
Становление личности как субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на про- тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю- щих развитие. В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздей- ствие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе он- тогенеза. Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз- ности в развитии психофизиологических функций, заклю- чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо- тоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож- дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто- рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про- цессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация. Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз- ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси- ленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь- ный прогресс протекает в этот период в условиях относи- тельной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей. Вторая фаза развития тех же функций - специализа- ция - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри- функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминиру- ет, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. Средства воздействия на человека в период профес- сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея- тельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль- ных способностей.
|