![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное про- изводство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование по- знавательных интересов и профессиональной направлен- ности личности. Интересы, достигшие высокого уровня развития, пред- ставляют собой основу для формирования профессио- нальной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направ- ленность имеет достаточно выраженную половую специ- фику: у мальчиков чаще встречается техническая направ- ленность, у девочек - социальная и художественная. Ведущей деятельностью старшеклассников и учащихся является учебно-профессиональная деятельность, в процессе осуществления которой у них формируются потребность к труду, профессиональные интересы, именно в этом возрасте ученики приобретают первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий. Элементы исследования, имеющиеся в ведущей деятельности юношей и девушек, способствуют дальнейшему развитию их познавательных интересов, теоретического сознания и мышления, которые становятся основой повышения их профессионального мастерства … Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии. Третий этап - предварительный выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей. Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будуще го труда, объема и длительности необходимой подготов- ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности. Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п. Важнейшими психологическими предпосылками ус- пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват- ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля- ция личности. Характерное приобретение ранней юности - форми- рование жизненных планов. Жизненный план как со- вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает- ся не только конечный результат, но и способы его дости- жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.
|