Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История: ее значение, периодизация. Концепции исторического развития






СОДЕРЖАНИЕ

1-2. История: ее значение, периодизация. Концепции исторического развития

3. Доцивилизационный мир: первобытный строй и антропогенез

4. Возникновение славянских государств. Восточные славяне: хозяйство, появление государства. Расцвет Киевской Руси

5. Период феодальной раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями и противостояние Орде

6. Русь в XIV-XV веках: объединительный процесс

7. Московская Русь в XVI веке: правление Ивана IV, его внешняя политика, опричнина

8. Отличительные особенности и тенденции Нового времени. «Смута» в России, ее последствия

9. Социально-экономическое развитие страны в XVII в., восстания и бунты середины века

10-11. Императорская Россия: правление Петра, эпоха «дворцовых переворотов», просвещенный абсолютизм Екатерины Великой, правление Павла I

12. Россия в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

13. Николай I и его политические принципы. Внешняя политика России в 20-50-е годы XIX века

14. Падение крепостного права в России и его экономические последствия

15. Реформы 60-70-х годов и контрреформы 80-90-х XIX в. Общественно-политическое движение во второй половине XIX в.

16. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.

17-18. Экономика России в начале ХХ века. Политическая история начала века. Российский парламентаризм и его особенности. Участие России в Первой мировой войне

19. Свержение монархии в России. Партия большевиков в период политического межсезонья

20. Октябрьское вооруженное восстание. Установление советской власти в России

21. Гражданская война в Советской России

22. Экономическое и политическое развитие Советской России в 20-е годы. Образование СССР

23. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР в конце 20-х - 30-е годы

24. Предвоенная обстановка в Европе. СССР в системе международных отношений в 20-30-е годы

25. Вторая мировая война. СССР в мировой войне

26. СССР и союзники. Окончание войны. Послевоенное устройство Европы

27. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

28. Общественно-политическая жизнь страны и социально- экономическое развитие СССР в период «оттепели» 1953-1964 гг.

29. Политическая обстановка в СССР 1964-1985 гг. Противоречия экономического развития государства в период «застоя»

30. Экономические реформы в СССР периода Перестройки. Обновление политической системы

31. СССР в системе международных отношений в 1964-1991 гг.

32-33. Распад СССР. Политические перемены в стране в 90-е годы. Первые шаги рыночной экономики

34. Современная Россия (2000-2007 гг.)

35. Внешняя политика суверенной России, ее перспективы

36. Основные тенденции развития современного мира

История: ее значение, периодизация. Концепции исторического развития

1. Зачем нужно изучать историю (дом. задание: сочинение-рассуждение)

2. Исторические источники и их разновидности

3. Основные концепции исторического развития

4. Понятие цивилизации. Основные типологии цивилизаций

История – греческое слово, означающее рассказ о том, что было. Тем не менее, как и любая другая наука, история старается не просто накапливать факты, но и раскрывать закономерности, по которым развивается человеческое общество. Поэтому говорят, что прошлое не исчезает, а складывается в копилку человеческого опыта, а древнеримский оратор Цицерон назвал историю «учительницей жизни» - «Historia est magistra vitae». Главное, чтобы люди извлекали уроки из истории, делали правильные выводы и избегали серьезных ошибок в будущем.

Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни тех или иных народов. Страшно обедняет себя тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Ключевский однажды заметил, что жизнь мстит тому, кто совсем не знает истории. Однако ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем. Нельзя перечеркивать свою историю и ставить ее с ног на голову, как это было сделано в нашей стране в 20-е годы. История не только становится объемней с каждым годом, т.к. обогащается новыми открытиями и событиями. Нередко ее переписывают и в политических целях, трактуя исторические события в интересах отдельных политических сил. И пусть существует плюрализм мнений – время покажет, кто был прав. Объективная истина откроется только по прошествии времени.

Изучение истории делает нас интеллектуальнее, развивает память и мышление. Знание дает нам возможность стать интересным собеседником, в то время как исторически неграмотный человек обделен духовно.

2. Итак, история – это наука, изучающая прошлое и настоящее. Замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Новые факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – все остатки прошлой жизни, которые могут нести для историка полезную информацию. Все источники делят на группы:

§ археологические,

§ письменные (самый древний письменный источник – «история» Геродота в 9 книгах),

§ лингвистические (данные о языках),

§ этнографические (данные о технологиях, быте, дающие представление об особенностях жизни разных народов),

§ природно-географические (сведения о ландшафте, климате, почвах)

По способу фиксации источники подразделяют на вещественные, письменные, изобразительные, фонетические

В процессе изучения древнейшей истории требуются методы, не свойственные другим разделам истории. Здесь объединяют свои усилия антропологи, изучающие окаменевшие костные останки древнейших людей, археологи, ведущие раскопки, геологи, помогающие реконструировать древнюю среду обитания, определять возраст орудий труда по геологическим пластам, физики и химики, определяющие возраст находок. Что же касается духовной жизни, таких явлений, как семья, религиозные верования, организация власти, то единственным сколько-нибудь надежным способом познания служит аналогия с обычаями народов, которых удалось застать в первобытном состоянии в Новое и новейшее время.

3. Развитие общества во времени принято называть историческим процессом. Начался он более 2 млн. лет назад, когда на Земле появились древнейшие люди, а продолжается по сей день. Рассмотрим наиболее распространенные варианты периодизации исторического процесса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал