Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доцивилизационный мир: первобытный строй и антропогенез
1. Периодизация первобытного строя. Антропогенез 2. Древнейшие стоянки и ранние государства 3. Хозяйство и образ жизни первобытных людей (самостоятельно) 4. Далекая история наших предков В изучении первобытной истории есть 2 аспекта: 1) как шло становление человека и общества, 2) как жили первобытные люди. К истории первобытности обращаются не только из научного интереса, но и чтобы понять природу человека как уникального космического существа, чтобы попытаться ответить на вопрос, откуда в человеке жажда наживы, хищническое отношение к природе, взаимное насилие, религиозная нетерпимость. Эти черты отсутствуют в мире животных, а данные сравнительной анатомии доказывают, что человек произошел от более примитивных биологических форм. Превращение обезьяны в человека – по сути, мутация (как видно, мутации приводят не только к уродствам). На территории Восточной Африки, а именно эти места считаются родиной человека, много миллионов лет назад активно шли геологические процессы, которые меняли радиационный фон и прочие параметры. Меняли климат и ландшафт природные катаклизмы. Мутации дали возможность высшим обезьянам приспособиться к изменившейся среде. Периодизация первобытно-общинного строя имеет несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической периодизацией, в основу которой положен материал, из которого изготавливались орудия труда: каменный век (3 млн лет назад – кон. III тыс. до н.э.) подразделяется на палеолит – ранний каменный век - 3 млн лет назад – VIII тыс. до н.э. мезолит – средний каменный век - VIII тыс. до н.э. – VI тыс. до н.э. неолит – новый каменный век - V тыс. до н.э. – III тыс. до н.э. энеолит – III тыс. до н.э. бронзовый век –II тыс. до н.э. железный век – с I тыс. до н.э. Ученые до сих пор дискутируют, какие из многочисленных предков человека можно отнести к первым людям. Антропогенез (процесс формирования человека) также подлежит членению на этапы. 0 – австралопитеки 1 - Homo Habilis (человек умелый), 2 - питекантропы («питекос» – обезьяна), 3 – палеоантропы (неандертальцы) 4 - Homo Sapiens (кроманьонец) Не исключено, что каждая из стадий в отдельности является тупиковой ветвью развития, т.е. питекантропы и неандертальцы, возможно, не являются нашими прямыми предками. 2.
3. Хозяйство. Наиболее ранними формами ведения хозяйства были охота на крупных животных и собирательство. В эпоху мезолита появились лук и стрелы (в результате отступления ледника вымерли крупные стадные животные). Появляются рыболовные снасти – сети, ловушки, гарпуны, крючки. В ходе неолитической революции произошел переход к скотоводству и земледелию. Раньше, чем на других территориях, этот переход произошел в Передней Азии. К VII тыс. до н.э. там культивируют пшеницу и ячмень, а также разводят ослов, коров, свиней, овец. Появляются огородные культуры. В Китае в IV-III тыс. до н.э. сажали рис, просо и пшеницу, в Америке маис, бобовые, перец. В III тыс. до н.э. в южнорусских степях индоевропейские племена приручили лошадь, а в Центральной Азии двугорбого верблюда. Одногорбых верблюдов разводят в пустынях Аравии. Искусство. Уже у неандертальцев, как свидетельствуют раскопки, существовал погребальный культ, складывались зачатки искусства. Об этом говорят цветные наскальные рисунки, скульптурные фигуры из кости и глины, выцарапанные изображения на орудиях труда. Ученые полагают, что изображения зверей являлись частью магического обряда на удачу в охоте. Интересные факты: · Для изготовления красок художники выбирали красные, коричневые, желтые и черные куски красителей, которые растирали двумя камнями в мелкий порошок, смешивая его затем с вяжущим веществом. Вяжущие средства они приготовляли из растительного жира, яичного белка, крови, растительных соков и рыбьего желе, которое получали вывариванием рыбных отходов. Состав вяжущего вещества выбирался, судя по всему, в зависимости от характера поверхности горных пород и с учетом влажности скальных стен. Поэтому некоторые рисунки сохранились значительно лучше картин многих мастеров Средневековья и Ренессанса. На стену краски наносились кистями из конского волоса или из мелко нарезанных веточек. Там, где нужно было раскрасить большие поверхности, применяли шерсть зверей. Использовалась и техника распыления краски при помощи полой птичьей кости · Изучение верхнепалеолитических фресок в 66 пещерах, открытых к концу 60-х гг. XX в., показало, что на них были изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 84 северных оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и др. Помимо росписей на стенах к настоящему времени обнаружено большое количество произведений «мобильного искусства» - гравированные рисунки на дротиках, рукоятях жезлов, а также скульптурные изображения, выполненные из кости, камня, глин · Самым древним фигуркам, выгравированным на плитах известняка, около 30 тыс. лет, древнейшим цветным росписям в пещерах — 20-25 тыс. лет. Расцвет пещерной росписи приходится на период 15 — 11 тыс. лет назад. · Роспись пещер прекращается около 10 тыс. лет назад. Почему это произошло - одна из загадок, не разгаданных до сей поры Семейно-родственные отношения. Скорее всего, первобытные люди жили маленькими коллективами по 20-30 человек, пока не возник род – коллектив людей, ведущих свое происхождение от общего предка (по мужской или женской линии). Действовал запрет на вступление в брак с представителем своего рода – экзогамия. Несколько родственных коллективов объединялись в общину. В первую очередь это производственный коллектив, проживающий на определенной территории. В рамках общины заключаются браки. Если принадлежность к роду определяется оп материнской линии, говорят о «матриархате». Семьи долгое время не существовало. Половые отношения носили беспорядочный характер. Несмотря на расхождения, в научной среде сложилось единство мнений по следующим вопросам. За невесту издавна платили, или же происходил обмен между двух общин. Первобытные люди отслеживали линии происхождения каждого. На стадии разложения первобытного строя почти все народы имели трехэлементную семью: муж-отец, жена-мать (иногда несколько) и дети. Власть. Власть имеет древнее происхождение. Она становится обычаем. Властью зачастую обладали те, кто успешен в охоте, мудр и удачлив. Когда совершенствуются орудия труда и возрастает плотность населения, усложняется и структура власти. Община, включающая в себя несколько родов, начинает управляться советом старейшин. Известны случаи, когда сообщества управлялись советом воинов или военными вождями. Этот порядок распространяется на закате первобытной истории, накануне возникновения государств Религия. Зародилась на стадии палеоантропов. Ранними формами религии были анимизм (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ) и тотемизм (вера в родство и особую связь группы людей с каким-либо явлением природы, животным или растением) 4. Скорее всего, нашими предками были скифы, жившие в VI – IV вв. до н.э. в Северном Причерноморье. Они вытеснили с этих мест киммерийцев. Вероятно, часть племен уместно называть скифами-кочевниками, другую часть - скифами-земледельцами. В III в. у скифов сложилось государство со столицей в Неаполе Скифском (в районе Симферополя). Параллельно на побережье Черного моря сложились греческие города-колонии: Ольвия (Николаев), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Танаис (Ростов-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) В V в. образовалось государство с центром в Пантикапее - Боспорское царство. Просуществовали города-государства до I в. н.э., пока не попали в зависимость от Рима. Тем временем территории севернее в III-VI вв. заселяют славяне, которые движутся из Центральной Европы на Восток в результате Великого переселения
|