Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Воспроизводство рабочей силы
Население и трудовые ресурсы: сущность и содержание. Воспроизводство населения. Показатели, характеризующие воспроизводство населения. Формирование трудовых ресурсов и их структура. Экономически активное население. Экономически неактивное население. Структура трудовых ресурсов по основным социально-демографическим характеристикам. Трудовой потенциал: понятие, показатели, структура, принципы формирования, уровни управления. Человеческий капитал: формирование, методы оценки, эффективность использования. Модели учета вложений в человеческий капитал: модели активов (или затратные) и модели полезности. Эффективность инвестиций в развитие человеческого потенциала (ИРЧП) или индекс человеческого развития (ИЧР). Издержки на рабочую силу: минимальные и предельные. Общие издержки на рабочую силу за период. Доля издержек на рабочую силу в объеме реализации. Издержки на 1 работника. Издержки на один производительный час. Качество рабочей силы, сущность и основные элементы: профессиональные знания, сноровка (умение, навыки), компетентность, ответственность, физические характеристики человека, умственные (или психические) способности личности, интересы, характер, адаптивность работника, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность, профессиональная пригодность. Требования, предъявляемые к качеству рабочей силы в условиях НТР и формирования рынка труда. Требования, предъявляемые к рабочим кадрам специалистов и к менеджерам. Рыночные качества рабочей силы. Реформирование системы образования и профессиональной подготовки. Понятие образования. Государственный образовательный стандарт. Этапы процесса образования. Типы образовательных программ. Услуга профессионального образования. Рынок услуг профессионального образования. Реформирование системы образования: средняя школа, среднее профессиональное образование, высшее образование. Система непрерывного образования. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Финансирование системы образования. Преобразование форм собственности в системе образования. Тема 8. Планирование численности работников предприятия Общая характеристика состава работников предприятия. Списочный, среднесписочный и явочный состав работников. Определение среднесписочной численности работников. Методы расчета коэффициента перевода явочной численности в списочную. Укрупненные методы планирования численности работающих на предприятии. Определение численности основных рабочих по трудоемкости продукции, по нормам выработки, по нормам обслуживания, по нормативам численности. Определение численности вспомогательных рабочих по трудоемкости работ по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности. Методы определения нормативов численности вспомогательных рабочих по функциональным группам вспомогательных работ. Определение численности руководителей и специалистов. Нормативный метод планирования численности специалистов по функциям управления. Определение численности руководителей на основе норм управляемости. Определение численности административно-управленческого персонала на основе формулы Розенкранца. Дополнительная потребность в кадрах и причины ее возникновения. Цепной метод расчета дополнительной потребности в рабочих кадрах. Расчет дополнительной потребности в специалистах с учетом коэффициента насыщенности специалистами и возмещение естественной убыли и практиков. Движение кадров на предприятии. Внешний и внутренний оборот кадров. Расчет коэффициентов оборота по приему, по увольнению, общего оборота кадров, коэффициентов сменяемости, текучести, интенсивности текучести, постоянства и стабильности кадров, коэффициента абсентеизма. Внутрифирменное движение кадров и его виды.
|