![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Теоретические основы прыжка с парашютом. 3. 2. Действия парашютиста на этапах прыжка: управление парашютом и приземление.
3.2. Действия парашютиста на этапах прыжка: управление парашютом и приземление. Термины, используемые при построении плана прыжка Створ – воображаемая плоскость, параллельная направлению ветра, проходящая через цель. Траверз – воображаемая плоскость, перпендикулярная направлению ветра и проходящая через какой либо ориентир (цель). ТНК – траектория нейтрального купола, воображаемая глиссада снижения круглого парашюта, у которого нет горизонтальной скорости (перемещается только со скоростью ветра) и скорость снижения 5 м/с. КВК – конус возможностей купола. воображаемая область снижения, из любой точки которой возможно приземлиться в цель при правильном управлении парашютом. Широкий на высоте выброски, он сужается с понижением высоты и ближе к цели. Чем сильнее ветер, тем уже конус возможностей. Колдун: разноцветный матерчатый конус. Указатель направления ветра (тонким концом показывает, куда дует ветер). Колдун установлен на площадке приземления. Стрелка: Большая надувная стрелка яркого цвета на площадке приземления. Указывает направление приземления. Помните: колдун и стрелка направлены в противоположные стороны. Приоритет на приземлении – направление указанное стрелкой. Площадка приземления разделена разметкой на две части – дальнюю и ближнюю к старту. Начинающие парашютисты приземляются на дальнюю площадку, на которой размечен круг диаметром 100 метров, с пятиметровым песчаным кругом в центре. Базовый район – зона над площадкой приземления ограниченная контрольными точками. Галс – маневр для потери высоты. Выполняется по траектории в форме буквы S. «Подушка» – это режим торможения, используемый для обеспечения мягкого приземления. Выполняется одновременным втягиванием строп управления в два приема, из верхнего положения в среднее, из среднего в нижнее. Проверка работоспособности купола: наполнен – устойчив – управляем
1. Поднять голову вверх и осмотреть купол: «Наполнен, устойчив». 2. «Управляем» - проверить управляемость парашюта. 3. Проверить подвесную систему, посмотреть на подушку отцепки и кольцо запаски. Осмотрительность в воздухе Убедившись в работоспособности парашюта, необходимо осмотреть воздушное пространство вокруг себя и снизу, убедиться в отсутствии других парашютистов на расстоянии менее 50 м. Осмотрительность вокруг себя необходимо выполнять постоянно в течение всего снижения. Это называется круговой осмотрительностью. Ориентация Необходимо сориентироваться на местности, от больших ориентиров к малым: · Найти взглядом аэродром. · Определить нахождение места приземления. · Определить направление ветра (створ) (по стрелке и ветровому конусу) и направление приземления. Найти аэродром с высоты можно по характерным ориентирам (по солнцу), которые оговариваются на предпрыжковой подготовке. После этого необходимо исправить ошибку выброски и выйти на ТНК.
Очень важно при выполнении снижения и приземления является распределение внимания. Выполняя маневры под куполом, парашютист обязан: • следить за высотой над контрольными точками, не терять цель из вида • фиксировать изменения ветра по силе и направлению, характер заходов и работу идущих впереди парашютистов • стараться как можно точнее определить воздушную обстановку в приземном слое по ранее приземляющимся парашютистам. Знакомство с режимами управления парашютом Парашютист должен постоянно заниматься в воздухе тренировкой в управлении, от момента раскрытия до высоты 300 м. При этом парашютист должен постоянно вести круговую осмотрительность, контролировать направление своего перемещения к месту приземления, контролировать высоту.
Все снижение рекомендуется производить в полном режиме. При прохождении по контрольным точкам (300м., 200м., 100м.) работаем в среднем режиме – из такого режима всегда можно добавить куполу скорость или уменьшить ее, в случае необходимости. Тренировка в управлении куполом включает в себя знакомство с режимами полета купола, разворотами и режимами торможения. Развороты производятся путем натяжения соответствующей стропы управления: Разворот на 360° происходит примерно за 5 секунд при полностью затянутой одной стропе управления, с потерей высоты от 50 до 70 м. в развороте. Для разворота с меньшим радиусом по горизонту и меньшей потерей высоты, рекомендуется сначала втянуть обе стропы управления до уровня плеч (средний режим), а затем одну стропу управления потянуть вниз, а другую – поднять вверх. По окончании разворота обе руки вернуть в среднее положение. При выполнении разворотов нужно потренироваться в выполнении плавных поворотов и более резких разворотов на 90°. Важно всегда контролировать зону разворота: сначала посмотреть, потом выполнять маневр. Режимы торможения: · При одновременном втягивании строп управления из верхнего положения в крайнее нижнее, вертикальная скорость снижения от первоначальных 5 м/сек. уменьшается до 0-2 м/сек. за 3-5 секунд. Этот режим – «подушка» используется для обеспечения мягкого приземления. · Во время тренировки на высоте необходимо отработать оптимальную скорость перевода строп управления в нижнее положение, следя при этом за синхронностью движения рук. Правильное положение рук – перед корпусом, в зоне видимости. Локти можно прижать к туловищу, так легче контролировать руки. · При удерживании строп управления в нижнем положении дольше 5 секунд вертикальная скорость увеличивается до 6-9 м/сек., парашют входит в так называемый режим «свала», появляется ощущение «лифта». При этом горизонтальная скорость минимальна, купол неустойчив по крену. Режим безопасен на высоте, но у земли вводить купол в режим свала нельзя, во избежание травм на приземлении. Выйти из режима свала нужно путем плавного возврата строп управления в среднее и верхнее положение. При резком отпускании строп управления купол приобретет продольное раскачивание, (которое исчезает через 2-3 секунды), с резким клевком вперед и потерей высоты. На более поздних прыжках можно выполнять тренировки управления куполом с помощью свободных концов: · Развороты на передних и задних свободных концах. · Увеличение горизонтальной скорости натяжением передних свободных концов. Парашютист, овладевший техникой управления куполом, при работе в воздухе должен уметь действовать автоматически, не задумываясь. Варианты погодных условий Простые метеоусловия (ПМУ) — погодные условия, при которых сила и направление ветра на всех высотах постоянны. Сложные метеоусловия (СМУ) — погодные условия, при которых на разных высотах ветер дует в разных направлениях (так называемое «колено»), скорость ветра более 8 м/сек. Обычно сюда же относят условия плохой вертикальной или горизонтальной видимости (облачность). При прыжках в сильный ветер, а также при штилевой погоде (что оговаривается непосредственно перед каждым прыжком) существуют следующие правила для парашютистов: · В сильный ветер после раскрытия сориентироваться, немедленно поставить купол против ветра натяжением любой стропы управления (развернутся спиной к цели) и дать куполу полную скорость (руки – в максимально высоком положении). По перемещению под ногами наземных ориентиров определить, насколько парашют справляется с ветром на данной высоте. Только убедившись, что нет опасности улететь за пределы аэродрома, можно начинать различные маневры под куполом. · В слабый ветер (штиль) – после раскрытия сориентироваться и развернуть купол лицом к цели и дать ему полную скорость. Стоять в таком положении до тех пор, пока парашютист не окажется в зоне ожидания. · На высоте 400-500м парашютист должен быть в пределах досягаемости цели, в районе аэродрома. План снижения Для всех погодных условий после нахождения места и направления приземления, необходимо наметить ориентиры для выполнения плана снижения: · Мысленно разделить аэродром на две части линией, проходящей через цель перпендикулярно направлению ветра (траверз), и запомнить, что заходить на дальнюю половину на высоте до 200м нельзя! · Снижение до высоты 300м выполняется в зоне ожидания, по змеевидной траектории с постепенно сужающейся амплитудой по мере приближения к цели (амплитуда «змейки» в начале спуска – по времени 10‑ 12 сек. в каждую сторону). Для упрощения конечной задачи существуют контрольные точки, через которые парашютист должен провести снижение: · I – в зависимости от круга захода, параллельно линии створа, высота 300м, удаление от цели 300м. · II – на траверзе цели (боком к цели), высота 200м, удаление от цели 200м. · III – в створе ветра лицом к цели (против ветра), высота 100м, удаление от цели 100м. Примечание – данные контрольные точки приведены для среднего ветра (3-5 м\с) После раскрытия парашюта и его осмотра, парашютист должен снижаться с таким расчетом, чтобы на высоте 300м оказаться над I‑ ой – контрольной точкой, которую должен наметить себе при нахождении ориентиров. При правильном выполнении всех этапов прыжка парашютист должен приземлиться в районе цели. Радиосвязь со студентом В процессе снижения для обеспечения безопасности и выполнения плана прыжка действия студента контролируются наземным инструктором. Для связи со студентом используются следующие команды:
1. Задача: Установить контакт «инструктор-студент». Команды: - разворот влево - разворот вправо - разворот на 360° Дополнительные команды: - выполни торможение 2. Задача: Сориентироваться на местности, исправление ошибки выброски. Выход в зону парашютирования. Осмотрительность. Команды: - найди аэродром - поверни на солнце - солнце справа (слева, сзади, перед тобой, по направлению) Дополнительные команды: - поверни влево 90°; 180° - поверни вправо 90°; 180° 3. Задача: Знакомство с управлением купола. Команды: - работай по плану снижения - отработай режимы (полный - руки вверх, средний - руки до плеч, торможение - руки до пояса) - отработай приземление (в 2 приема) 4. Задача: Выход в первую контрольную точку. Исправление ошибки. Команды: - контроль высоты - найди стрелку - выходи в 1-ю контрольную точку Дополнительные команды: - поверни влево 90°; 180° (вправо 90°; 180°; на ангар; на круг). 5. Задача: Выход во 2-ю контрольную точку. Траверз, высота, удаление. Исправление ошибки. Команды: - контроль высоты - влево - вправо - дай скорость (руки вверх) - средний режим (руки до плеч) - выходи во 2-ю контрольную точку 6. Задача: Выход во 3-ю контрольную точку. Команды: - выдерживай направление - выходи в 3-ю контрольную точку Дополнительные команды: - влево - вправо - дай скорость (руки вверх) - средний режим (руки до плеч) - работай по стрелке 7. Задача: Приземление. Команды: - приготовиться к приземлению, ноги вместе - дай скорость (руки вверх) - начинай делать подушку (энергичнее, плавнее) - делай раз, и … два, дожимай - держи до полного приземления - погаси купол 8. Обязательные команды: - осмотрительность - наблюдай купол слева (справа, перед тобой, выше, ниже) - ВНИМАНИЕ! купол вверху (внизу, слева, справа, со стороны солнца) - уйди влево (вправо) - потеряй высоту, разворот через левое плечо (правое плечо)
|