Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Правильно ли определение вечности как «совершенного обладания сразу всей полнотой бесконечной жизни»?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что определение вечности, данное Боэцием, а именно: «Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни»155, — удачным не назовешь. Ведь слово «бесконечный» имеет смысл отрицания. Отрицание же приличествует ущербному, а потому не может относиться к вечности. Следовательно, при определении вечности не должно употреблять слово «бесконечный». Возражение 2. Далее, вечность означает своего рода продолжительность. Но продолжительность скорее относится к существованию, чем к жизни. Таким образом, при определении вечности более уместно употреблять слово «существование», нежели слово «жизнь». Возражение 3. Далее, «все сразу» [предполагает] составленность из частей. Но это чуждо вечности, которая проста. Следовательно, неправильно говорить о ней как о «сразу всей». Возражение 4. Ни многочисленные дни не могут проходить вместе, ни множество времен сосуществовать одновременно. Но в вечности дни и времена многочисленны, как об этом сказано [в Писании]: «Которого происхождение — из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2); и еще сказано: «По откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14: 24). Следовательно, вечность не есть «все сразу». Возражение 5. Далее, сразу вся полнота и совершенное — это одно и то же. Поэтому можно предположить, что это [выражение] «сразу вся полнота» в данном случае излишне, ибо уже было сказано о совершенном. Возражение 6. [И] кроме того, продолжительность не предполагает «обладания». Но вечность — это своего рода продолжительность. Следовательно, вечность — не обладание. Отвечаю: коль скоро мы достигаем познания простых вещей через [познание] вещей составных, то и познание вечности у нас идет от познания времени, которое суть всего лишь исчисление движения в смысле «до» и «после». Ведь так как любое движение последовательно, [т. е.] за одною его частью [тут же] следует другая, мы и рассматриваем в этом движении «до» и «после», посредством чего и воспринимаем время, которое суть не что иное, как мера «до» и «после» в движении. Но в свободной от движенияи неизменной вещи нет никаких «до» и «после». Таким образом, как идея времени заключена в исчислении «до» и «после» в движении, точно так же в представлении о неизменности и покое состоит идея вечности. Далее, измеряемыми временем называют те вещи, которые имеют во времени начало и конец, ибо во всем движущемся есть как начало, так и конец. Но поскольку в том, что целиком неизменно, [нет и] не может быть никакой последовательности, то в нем нет ни начала, ни конца. Таким образом, вечность определяется двояко: во-первых, как вечность в смысле бесконечности, то есть как не имеющая ни начала, ни конца (ни в каком из известных смыслов); во-вторых, как вечность в смысле отсутствия последовательности, как «сразу вся полнота». Ответ на возражение 1. Простые вещи как правило определяются посредством отрицания: «то, что не имеет частей». Из этого, однако, не следует, что отрицание принадлежит к их сущности; просто наш ум, который сперва постигает составное, не может получить представление о простых вещах иначе, как только путем отрицания противоположного. Ответ на возражение 2. То, что поистине вечно, не только существует, но и живет; и [понятие] жизнь относится к тем действиям, которые не могут быть определены через [одно только] существование. Что же касается продолжительности, то она, похоже, более приличествует действию, нежели существованию; ведь [в конце концов] время — это исчисление движения. Ответ на возражение 3. Вечность названа «всем сразу» не потому, что имеет части, а потому, что не нуждается ни в чем. Ответ на возражение 4. Как Бог, будучи бестелесным, метафорически обозначается в Священном Писании телесными именами, так и вечность, будучи сразу всем, обозначается именами, подразумевающими время и последовательность. Ответ на возражение 5. Во времени надлежит различать два момента: само по себе время, которое последовательно, и «теперь» времени, которое несовершенно. Таким образом, выражение «сразу вся полнота» используется для того, чтобы исключить идею [последовательного] времени, а слово «совершенный» — для того, чтобы исключить [идею несовершенного] «теперь» времени. Ответ на возражение 6. «Обладать» — значит владеть непоколебимо и спокойно; таким образом, мы используем слово «обладание» для того, чтобы обозначить неизменность и постоянство вечности.
Данная страница нарушает авторские права?
|