Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 13. Является ли совесть силой?






С тринадцатым [положением дело] обстоит следующим образом.     
      Возражение 1. Кажется, что совесть — это сила; в самом деле, Ориген [в своем комментарии к посланию апостола Павла к римлянам (Рим. 2: 15)] говорит, что «совесть — это исправление и руководство сопровождающим душу духом, которой отвращает от зла и прилепляет к добру». Но в душе словом «дух» обозначается либо сила ума, согласно сказанному: «обновиться духом ума вашего» (Еф. 4: 23), либо воображения, вследствие чего мнимое видение названо духовным, о чем читаем у Августина155. Следовательно, совесть — это сила.
      Возражение 2. Далее, субъектом греха может быть только сила души. Но совесть — это субъект греха, ибо о некоторых говорится, что «осквернены и ум их, и совесть» (Тит 1: 15). Таким образом, похоже, что совесть — это сила.
      Возражение 3. Далее, совесть необходимо должна быть или актом, или навыком, или силой. Но она не является актом, поскольку в таком случае она не всегда бы присутствовала в человеке. Не является она и навыком, поскольку в таком случае совесть была бы не одной вещью, а многими, ибо мы в наших действиях направляемся многими навыками познания. Следовательно, совесть — это сила.
Этому противоречит следующее: совестью можно пренебречь, силой же пренебречь нельзя. Следовательно, совесть -это не сила.     
Отвечаю: совесть в собственном смысле слова есть не сила, а акт. Это очевидно и из самого ее имени, и из тех вещей, которые повсеместно приписываются совести. В самом деле, совесть по самой природе слова подразумевает соотнесение знания с чем-то еще, поскольку это слово (conscientia) происходит от «cum alio scientia», то есть от знания «вместе» и применительно к конкретному обстоятельству. Но применение знания к чему-либо происходит через посредство некоторого акта, из чего ясно, что совесть является актом.     
Тот же вывод можно сделать и на основании тех вещей, которые приписываются совести. В самом деле, о совести говорят, что она свидетельствует, удерживает, побуждает, а еще обвиняет, мучит или корит. И все вышеперечисленное есть следствие применения знания или науки к нашим делам, каковое применение может быть трояким. Во-первых, в том смысле, что мы признаемся в нашем делании или неделании («совесть твоя знает много случаев, когда сам ты злословил других»      156 (Еккл. 7: 22)); в таком случае о совести говорят как о «свидетельствующей». Во-вторых, в том смысле, что через совесть мы судим о том, что нечто должно делать или не делать; в таком случае о совести говорят как о «побуждающей» или «удерживающей». В-третьих, в том смысле, что через совесть мы судим о том, насколько сделанное хорошо или дурно; в таком случае о совести говорят как об «извиняющей», «обвиняющей» или «мучающей». Из сказанного видно, что все это следует из фактического применения знания к тому, что мы делаем. Поэтому в собственном смысле слова совесть указывает на акт. Но коль скоро навык является началом акта, то порою имя «совесть» усваивается первому природному навыку, а именно синдересису; так, Иероним [прямо] называет синдересис совестью, Василий говорит о ней как о «природной силе суждения», а Дамаскин называет ее «законом нашего ума». Все это так потому что у нас принято называть причины и следствия общим именем.
      Ответ на возражение 1. Совесть названа духом, поскольку под духом [в настоящем случае] подразумевается ум; совесть же — это своего рода суждение ума.
      Ответ на возражение 2. О совести говорится как об оскверненной не как о субъекте, но как о находящейся в познании познанной вещи, т. е. насколько кто познал, настолько и осквернился.
      Ответ на возражение 3. Хотя акт не всегда пребывает сам по себе, тем не менее он всегда пребывает в своей причине, которая является или силой, или навыком. Сами же навыки, которые формируют совесть, хотя и многообразны, однако все они зиждутся на одном первом навыке, навыке к первым началам, который называется «синдересис». В силу этого обстоятельства указанный навык порой именуют совестью, о чем было сказано выше.

105Синдересис — неологизм, возникший в результате описки в слове «совесть», допущенной при переписывании комментария Иеронима к книге пророка Иезекииля. По поводу токования этого очень популярного в схоластике термина велись постоянные споры. Однако в любом случае речь шла об особой форме совести, некоторым образом естественной, или врожденной, богодухновенным образом отвращающей человека от зла. Согласно Фоме, синдересис, в отличие от совести, которая является актом, а потому может и быть, и не быть, является природным навыком и началом совести     

106DeTrin. IX, 2.     

107De Anima II, 3.     

108DeTrin. X, 11.     

109Horn. 29 in      Ε ν.

110De Anima II, 3.     

111De Animal, 4.     

112De Anima III, 9.     

113De Anima III, 5.     

114Gen. ad Lit. XII, 16; De Anima III, 5. 11. De Anima III, 4.     

115De Anima III, 4     

116Ibid.     

117Ethic. I, 13     

118De Anima III, 4.     

119De Anima III, 5.     

120Ibid.     

121Ibid.     

122Ibid.     

123Ibid.     

124Ibid.     

125Ibid.     

126Ibid.     

127DeTrin. XII, 2, 3, 8.     

128DeTrin. X, 11.     

129De Anima III, 4.     

130Ibid.     

131DeTrin. X, 11.     

132DeTrin. XIV.     

133DeConsol.lV.6.     

134Gen. ad Lit. Ill, 20.     

135De Div. Nom. VII, 2.     

136DeTrin.XII.4, 7.     

137Ethic. VI, 2.     

138DeTrin. XII, 7.     

139DeFideOrth.il.     

140DeTrin. XII, 4.     

141DeConsol.V, 4.     

142De Anima II, 4.     

143De Fide Orth. II.     

144De Anima III, 6.     

145Буквально: иум по навыку» (от habitus, т. е. навыка).     

146Metaph. 1, 2.     

147De Anima II, 3.     

148De Anima III, 10.     

149Ibid.     

150DeTrin. XII, 12, 13.     

151De Lib. Arb. II, 10.     

152DeTrin. XII, 2.     

153Metaph. VIII, 2.     

154Ethic.VI.6.     

155Gen. ad Lit. XII, 7, 24.     

156В каноническом переводе: «Сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других».     

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал