Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 8. Является ли причиной удовольствия удивление?
С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что удивление не обусловливает удовольствие. В самом деле, удивление, как сказал Дамаскин, является актом того, кто не осведомлен о природе происходящего. Но не неведение, а знание является причиной удовольствия. Следовательно, удивление не является причиной удовольствия. Возражение 2. Далее, удивление — это начало любой мудрости и путь поиска истины, о чем читаем в начале «Метафизики»578. Но, как сказал Философ, «обладающим знанием проводить время [в созерцании] доставляет больше удовольствия, нежели тем, кто знания ищет»579, поскольку в последнем случае мы сталкиваемся с трудностями и препятствиями, а в первом — нет, а между тем, как сказано в седьмой книге «Этики», «удовольствие является беспрепятственной деятельностью»580. Поэтому удивление не столько обусловливает удовольствие, сколько препятствует ему. Возражение 3. Далее, удовольствие доставляется привычным. Поэтому нам столь приятны акты по навыку на основании сложившихся традиций. Но, как сказал Августин, «удивляет непривычное»581. Следовательно, удивление противоположно причине удовольствия. Этому противоречит утверждение Философа о том, что удивление является причиной удовольствия 582. Отвечаю: как уже было сказано (23, 4), удовольствие доставляет обретение предмета стремления, и потому чем желанней любимая вещь, тем больше удовольствие от ее обретения; в самом деле, само увеличение желания обусловливает увеличение удовольствия постольку, поскольку увеличивает надежду на обретение желаемого, а желание, которое последует надежде, как уже было сказано (3), является причиной удовольствия. Но удивление — это своего рода желание знания, желание, которое появляется у человека тогда, когда он видит следствие, причина которого или ему неизвестна, или превосходит его познание или способность мышления. Таким образом, удивление — это причина удовольствия в той мере, в какой оно дарит надежду на обретение желаемого знания. По этой причине удивительное всегда приятно, например, редкие вещи. И изображения самых неприятных вещей, как говорит Философ583, могут доставлять удовольствие, радуя душу видением результатов подражания одного другому, поскольку подражание является собственным и естественным актом разума. А еще, согласно Философу, «радостно избегнуть большой опасности, поскольку это — нечто удивительное»584. Ответ на возражение 1. Удивление доставляет удовольствие не постольку, поскольку оно подразумевает неведение, а постольку, поскольку оно порождает желание изучения причины, и в той мере, в какой удивившийся познает нечто новое, т. е. то, что причина является не такой, какой он ее себе представлял. Ответ на возражение 2. Удовольствие подразумевает две вещи: успокоение в благе и восприятие этого покоя. Что касается первого, то коль скоро созерцание познанной истины совершенней, чем поиск неизвестной, то созерцание познанного само по себе приятней, чем исследование непознанного. Но что касается второго, то порою случается так, что акцидентно исследование доставляет большее удовольствие постольку, поскольку оно проистекает от сильного желания, которое возникает оттого, что мы [остро] осознаем наше невежество. По этой причине человек получает высочайшее удовольствие от нахождения или изучения новых для себя вещей. Ответ на возражение 3. Привычные дела доставляют удовольствие постольку, поскольку они, так сказать, соответствуют нашему естеству. Но и редкие для нас вещи могут доставлять удовольствие, причем либо со стороны познания, поскольку мы желаем познать в них то, что нас удивляет, либо со стороны действия, поскольку, как сказано в десятой [книге] «Этики», «ум бывает более увлечен и напряженно деятелен в новом для себя предмете», а «наиболее совершенное удовольствие доставляет наиболее совершенная деятельность»585.
556 Rhet. I.
557 Ethic. VII, 13.
558 Polit. Il, 2.
559 Ethic. VII, 13.
560 Phys. VIII, 3.
561 Rhet. I.
562 Confess. VIII, 3.
563 Ethic. VII, 15.
564 Confess. IV, 11.
565 De Fide Orth. II.
566 В синодальном переводе: «Вспоминаю о Боге — и трепещу».
567 Confess. VIII, 3.
568 Phys. VIII, 1. Ср.: «...холод, изменяя каким-либо образом свое направление и уходя, нагревает».
569 Ethic. II, 2.
570 Ethic. IV, 3.
571 Ethic. VII, 15; Χ, 4.
572 Rhet. I.
573 Polit. Il, 2.
574 Rhet. I.
575 Ethic. VII, 15. Ср.: «Прежде всего, конечно, [телесные удовольствия кажутся достойными избрания] потому, что вытесняют страдание: и при чрезмерных страданиях люди ищут.. удовольствия, полагая, что оно исцеляет».
576 Ethic. VIII, 2.
577 Ethic. VII, 15.
578 Metaph. I, 2.
579 Ethic. X, 7.
580 Ethic. VII, 13.
581 Tract, in Joan. XXIV.
582 Rhet. I.
583 Poet. IV.
584 Rhet. I.
585 Ethic. X, 4.
|