Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ель как символ вечной жизни
Ель – picea, род вечнозелёных деревьев семейства сосновых, распространенных в прохладных областях Северного полушария. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. В Евразии широко распространены ель обыкновенная, или европейская, ареал которой простирается от Волги до Пиренеев, и ель сибирская. Ель – одно из древнейших деревьев русских лесов. Её происхождение, также как и сосны, относится к меловому периоду мезозойской эры. Мужские стробилы (соцветия) – из собранных вместе пыльников, расположены в нижней половине кроны, женские стробилы – в верхней, ближе к верхушке. Древесина употребляется в строительстве, целлюлозно-бумажной промышленности, при изготовлении музыкальных инструментов [165]. Этимология слова «ель» – русск. ель, укр. єль, iль, яль, болг. ела, сербохорв. jелa, словен. jel, род. п. jeli, др.-чеш. jedla, чеш. jedle ж. «пихта», слвц. jedl'a, польск. joda, в.-луж. jedla, н.-луж. jeda. Родственно др.-прусск. addle, лит. egle, лтш. egle «ель», лат. ebulus, ebulum «бузина» (гипотезу о происхождении из «праевропейского субстрата выдвинул Махек, Jmena rostlin, стр. 35) [73, ст. Ель]. В лекарственных целях используют молодые верхушки веток с почками, незрелые семенные шишки, смолу и скипидар. Настой из почек и шишек ели обладает антимикробным, спазмолитическим и десенсибилизирующим свойствами. Действующие вещества – эфирное масло и дубильные вещества. Хвоя – источник аскорбиновой кислоты, каротина и хлорофилла – обладает свойством регулировать обмен веществ, улучшать кроветворение, оказывает мочегонное и бактерицидное действие. Хвоя используется также при почечно-каменной болезни как бактериостатическое и спазмолитическое средство, при атеросклерозе, грибковых заболеваниях, при функциональных расстройствах центральной и периферической нервной системы, при переутомлении, ослаблении мышечного тонуса, при полиартритах, а также при гипертонической болезни I и II стадий. Хвоя, побеги и шишки (молодые) в русской народной медицине отвар – как противоцинготное, потогонное, желчегонное и мочегонное средство. Почки – настойка – при ангине, рините, бронхите, пневмонии, бронхиальной астме. Отвар – при катаре верхних дыхательных путей, бронхите, туберкулезе легких, отеках почечного и сердечного происхождения, ревматизме. Почки ели входят в состав грудных сборов. Шишки – настой при ангинах, катарах верхних дыхательных путей, фарингитах, ларингитах, тонзиллитах, гайморитах, вазомоторных ринитах, хронических воспалениях легких, приступах бронхиальной астмы и для профилактики детских инфекций. Смола – мазь (равные части смолы еловой, воска, мёда и подсолнечного масла, разогретых на огне) – при ссадинах, нарывах, язвах, порезах [166]. Ель известна в качестве обрядового дерева. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у восточных и западных славян (по ареалу её произрастания). Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и бесплодного дерева. На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали в канун купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. Поляки при первом удое процеживали молоко через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. На Витебщине еловые ветки подкладывали при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкали в крышу дома – от ветра и грома, привязывали к яблоням – от бури, втыкали в стены, клали под дом, в подпол – «чтобы буря не тронула». Ель – по грамматическому роду названий в славянских языках – по преимуществу дерево женское. Вероятно, с женской символикой связан запрет вообще иметь около дома ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов, если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. На Русском севере не сажали ель у дома, опасаясь, что в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут». В Белоруссии ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными. С другой стороны, на свадебном каравае в западных частях Руси делали украшенье из теста, столбиками, узором в ёлку [54, ст. Ель]. Согласно владимирской быличке, домовой живёт в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. Дети лесных духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок – под елью. Под ели леший укладывает спать заблудившихся детей. От детской бессонницы считают хвоинки: «Поди, заря, в лес, сядь на ёлку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай не задевай». Ель – дерево, которое нашло широкое применение в похоронной и поминальной обрядности у некоторых старообрядцев, у которых, в частности, было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. В сербских эпических песнях известен мотив похорон под ёлкой. У восточных славян – ветки и гирлянды из ели – одно из самых распространённых украшений могилы. Срубленную ель (кипарис, сосну, можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже – сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака. В России ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: 1. добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и т.д.; 2. приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость – «Луч Ра начинал своё путешествие как из Света во Тьму и далее, так и из Тьмы в Свет и далее. И эти два пути равнозначны. И отражают они вечное движение времени. Вечную жизнь. И, поэтому, символом вечной жизни является дерево «Ель». Начало Нового года – символ возрождения жизни, цикличность её, но и непрерывность. Равнозначность путей Ра» (Книга Ра 1.29.). * * * Связан с елью и повторяющийся сюжет библейской небылицы, мол, ель укрыла богородицу с Христом, бежавших в Египет. Это вызывает лишь улыбку – многие лета бегали бы иудохристианские персонажи по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыл, поскольку ель не произрастала в тех местностях.
|