Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтологизм древнегреческой философии:элеаты и Демокрит
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Пармени- да, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных при- родных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бы- тие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возник- нуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было дру- гого, ибо бытие едино. Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами — мудрецами. И поэтому они также стремились дать физическую картину мира. Следует от- метить, что их физическая картина мира находилась в оп- ределенном противоречии с их философским учением. Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое — Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе — густая тьма, ночь, земля как костное на- чало, холод.. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кру- гов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, рас- положенной в центре Вселенной. Всех их окружает небес- ная твердь. Это противоречие между метафизикой (философи- ей) и физикой — (учением о Природе) элеатов отчасти объ- ясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничива- ли истину, основанную на рациональном познании, и мне- ние, основанное на чувственных восприятиях. Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее мно- жественно, доказывал Зенон, то оно одновременно должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и настолько большим, чтобы иметь бесконечную величину. Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является ато- мизм Демокрита (460 —370 до н. э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного уче- ния. Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое — атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничто- жаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердос- тью и отличаются друг от друга по своему объему и фигу- ре. Итак, суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все мно- гообразие мира проистекает из их соединения и разделе- ния. А потому вещи различаются лишь по количеству сво- их атомов, по их форме, порядку и положению. 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно. Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал умозрительный характер свое- го атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы ни- когда не находим атомов. Космология и антропология. Как и другие «мудре- цы» Демокрит попытался применять свою теорию для объ- яснения происхождения и развития Вселенной.. По его мне- нию, бесконечное движение атомов приводит их к совпа- дению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Организмы возникли под влиянием тех же механи- ческих причин. Человек — то же скопление атомов и отли- чается от других существ наличием души. Душа — это ве- щество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круг- лых атомов. Атомистическая теория Демокрита распространя- ется и на истолкование познания. Демокрит объясняет по- знание мира на основе принципа «истечения». Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствую- щие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий — мельчай- ших и тончайших образов этих вещей. Демокрит является сторонником крайнего детерми- низма переходящего в фатализм. Он, по сути дела, отож- дествляет причинную обусловленность явлений и необхо- димость.
|