Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о всеединстве В. С. Соловьева






В. С. Соловьев (1853—1900) — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит межконфессиональный, экуменический ха рактер. Другой важной особенностью философии В. С. Со- ловьева является то, что он попытался включить в христи-анское мировоззрение новейшее достижение естествозна-ния, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея философии Соловьева — идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталки-вается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, ко- смическое значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимо- связаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Он- тологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениямии, главное, с человеком. Основнойпринципвсе- единства — «Все едино в Боге». Всеединство — это, преж- де всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева ли- шен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «осо-% бую организующую силу, действующую в мире».

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности из- менений. И непо- средственным субъектом всех изменений в мире выступа- ет у Соловьева именно мировая душа. Основным призна- ком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа, по учению Соловь- ева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуж- дается в божественном импульсе. Этот импульс проявля- ется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. Основой и существом мира является «душа мира» — София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества рас- крывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и совершенным во- площением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому дог- мату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ слу- жит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исто- рического процесса.

На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса яв- ляется одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, счи- тает Соловьев, чтобы совпадение божественного с челове- ческим произошло только в лице Иисуса Христа, т. е. через посредство «божественного слова». Необходимо, чтобы со- единение состоялось реально-практически и, притом, не в отдельных людях (в «святых»), а в масштабах всего чело- вечества. В гносеологическом аспекте принцип всеединства ре- ализуется через концепцию цельного знания, представля- ющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновиднос- тей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского и мистического (созерцательно-религиоз- ного). В качестве предпосылки, основополагающего прин- ципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала — Бога. С точки зрения Соловьева, отвлеченное знание — не- обходимый момент как в жизни каждого конкретного ин- дивида, так и в жизни всего человечества. Без него невоз- можно достичь логически связанной мысли. Однако, счи- тает Соловьев, односторонняя абсолютизация этого момента, превращение его в самостоятельный и самопо- давляющий принцип заводит философию в тупик. Выход из этого тупика находится, по его мнению, в осмыслении познания на основе идеи как формы существования цельной мысли. Идею нельзя рассматривать как продукт мыш- ления. Мышление не способно проникнуть в идею. Идеи доступны лишь интеллектуальному созерцанию или ин- теллектуальной интуиции. Однако отвлеченное мышление, и даже интеллектуальная интуиция, с точки зрения православного философа, не да- ют знания всего богатства реальности. Для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима особая познава- тельная способность, обеспечивающая прорыв в сферу по- тустороннего, запретного, трансцендентного. Эта способ- ность есть состояние одержимости, определяемое возмож- ностями трансцендентного существа. Соловьев называет это состояние экстазом, эросом, вдохновением.

Утверждение Соловьева об истинном знании как син- тезе эмпирического, рационального и мистического позна- ния является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единст- во, которое он называет «свободной теософией» позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обуслов- ленную всеединством или Богом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал