![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особые виды освещения ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К особым видам освещения относятся - освещение архитектурных ансамблей и отдельных объектов, - памятников и скульптур, - декоративное освещение зеленых насаждений, водоемов и фонтанов, - световая реклама и временно действующее иллюминационное освещение. В вечерней панораме города подсвечивание архитектурных ансамблей, зданий, монументов дает возможность подчеркнуть доминирующие в городском ландшафте здания и сооружения, сделать силуэт города более впечатляющим. Подсвечивание зданий и других сооружений может быть общее заливающим светом или контурное, когда подчеркиваются линии контура зданий. Во время празднеств часто сочетают иллюминирование многих площадей и улиц города с массовым контурным подсвечиванием зданий, монументов, мостов, фонтанов и т.д. Иногда более яркой подсветкой выделяют отдельные наиболее интересные и эффектные части здания, что способствует созданию световой контрастности в пределах освещаемого здания, усиливая общее впечатление от вечернего облика здания и окружающего его ландшафта. Примером светового подчеркивания части сооружения может служить подсвечивание Спасской башни Московского Кремля: сильно выделяются верхняя часть башни с часами и рубиновая звезда на шпиле, яркое освещение старинных башенных часов создает большой эффект на фоне ночного неба (рис. 10).
Рисунок 10 – Архитектурная подсветка зданий: 1) подсвечивание Спасской башни Кремля в Москуве; 2, 3) подсвечивание исторической застройки в Краснодаре. Архитектурные ансамбли и отдельные здания обычно подсвечиваются посредством прожекторов, устанавливаемых вне освещаемого объекта, а при подсвечивании отдельных частей здания — и на самом освещаемом объекте. Прожекторы и другие источники света размещают скрыто и так, чтобы их потоки света не нарушали нормальной картины уличного освещения, не создавали ослепляющего воздействия на водителей транспорта и пешеходов. Требования к организация системы освещения различных архитектурных ансамблей и отдельных объектов: - использования самых разнообразных приемов освещения; - большой диапазон и широкое применение цвета; - система освещения должна быть рассчитана на восприятие объекта с различных точек, на разных расстояниях и при разной скорости движения наблюдателя (пешехода или пассажира). Подсвет памятника, монумента, скульптуры должен подчеркивать их идейно-художественные и пластические особенности и не искажать форм. Объект можно освещать одновременно с нескольких сторон (при возможности просмотра с разных позиций), и направленным интенсивным единичным световым потоком (если он виден с одной стороны). Степень их освещенности выбирается в зависимости от: - используемого при их создании материала, - яркости фона окружающего пространства, - расстояния, с которого они рассматриваются. Иногда следует использовать прием высвечивания главных пластических линий, но при этом необходимо освещать всю поверхность объекта. Для освещения памятников, обелисков, монументов с расстояния свыше 10 м применяются прожекторы и приборы с проекционной оптикой, обладающие концентрированным светораспределением. Существуют три основных приема декоративного освещения зеленых насаждений, водоемов, фонтанов: - освещение всей фасадной стороны объекта заливающим светом или подсвет отдельных фрагментов; - освещение контура или фона для силуэтного восприятия объекта; - освещение изнутри для рассмотрения объекта «на просвет» (рис. 11).
Рисунок 11– Примеры декоративного освещения: 1) освещение изнутри; 2) контурное освещение; 3) обливающее освещение. Отдельные деревья, кустарники и цветники, а также группы растений рекомендуется освещать светильниками с лампами накаливания или прожекторами с ртутными лампами. Для этого лампы устанавливают под кроной на стволе или на земле (это создает впечатление самосветящихся растений), в стороне от дерева или кустарника. Декоративное освещение цветников имеет свои особенности: заливающее освещение считается основным; важен подбор спектрального состава источников света с учетом окраски цветников; как правило, цветники подсвечиваются белым светом (чтобы не искажалась натуральная окраска растений). Особенности декоративного освещения фонтанов, каскадов и бассейнов: более сложно в техническом отношении (вода слабо отражает падающие на нее лучи света); из-за поглощения водой световых лучей приходится источники света располагать под водой, что создает сильное впечатление; мастерство подсвета фонтанных струй заключается в том, чтобы световой поток, его яркость, контрасты света и тени, цветовая гамма соответствовали архитектонике фонтана; яркость и эффект освещения будут сильнее, если в струях воды содержатся пузырьки воздуха или фонтанная струя будет полой, что создает иллюзию самосветящейся воды. Способы освещения фонтанов, каскадов и бассейнов: - источник света размещается на дне бассейна или фонтана в специальной камере; - источник света располагается под водой, лампы устанавливаются на глубине, но не более 10—15 см; - источник света в бортах бассейна; - фонтаны освещаются прожекторами заливающего света с лампами накаливания мощностью 500 Вт и более (рис.12).
Рисунок 12 – Освещение фонтанов, бассейнов, каскадов. Подсветка фонтанных струй может быть одноцветной и многоцветной. Однако излишняя световая пестрота не может повысить художественного восприятия. Выбор приема освещения фонтана определяется художественными задачами, композицией струй, пластическим решением фонтана, а также характером окружающей среды. Световая реклама и освещенные витрины магазинов и различных учреждений осуществляют функцию информации населения. В вечернее время значение световой рекламы резко возрастает, так как она создает многоцветное световое решение улиц, площадей и других участков городской территории. Масштаб, форма и цвет световой рекламы, мощность и яркость светящихся элементов определяются в зависимости от класса и назначения улиц. При определении основных параметров светорекламы следует учитывать: - она должна быть прочитана или просмотрена с заданного расстояния и за время нахождения в поле зрения движущегося пешехода или пассажира транспорта; - не рекомендуется применять цвета, близкие к цветам светофора, если они попадают в поле зрения водителей транспорта; - яркость рекламного и витринного освещения не должна значительно превосходить яркость проезжей части. Специальное световое оформление города в праздничные дни осуществляется путем устройства иллюминации, конструктивные и технические приемы исполнения которой должны соответствовать общему световому и архитектурно-декоративному освещению города и дополнять его. В праздничном оформлении города применяются два вида иллюминации: - статическая, т.е. постоянно действующая; - динамическая, т.е. периодически мигающая, движущаяся, усиливающаяся и затухающая, изменяющая конфигурацию световых рисунков и букв. В праздничной иллюминации широко используются рисованные панно и плакаты, разнообразные продольные и поперечные, одноцветовые и многоцветовые гирлянды, люстры и орнаменты, светящиеся лозунги и пр. Распространен прием контурного обрамления сооружений значительных размеров и освещения комнат зданий в определенном порядке, что позволяет получать за счет освещенных на темном фоне окон четкий световой рисунок на фасадах зданий (рис. 13).
Рисунок 13 – Примеры светорекламы. Световое оформление города - это совместная работа архитекторов, художников, светотехников, специалистов по городскому транспорту, врачей. -вопросы-
|