![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорогСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 12 (2 часа)
Вопросы: 1. Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог. 2. Конструктивные особенности дорожных одежд (цементо-бетонные, асфальтобетонные, штучные покрытия). 3. Покрытия тротуаров, пешеходных дорожек и площадок для отдыха.
Литература: 1. Владимиров, В.В. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий [Текст] / Владимиров В.В., Давидянц Г.Н., Расторгуев О.С., Шафран В.Л. — Москва: Архитектура-С, 2004. — 240 с. 2. Инженерная подготовка городских территорий [Электронный ресурс] / Учебно-образовательный портал. – Режим доступа: https://www.mylect.ru/stroitelstvo/672-planirovanie-gorodskih-territorii.html? start=3. – Загл. с экрана. 3. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://landscape.totalarch.com/node/9. - Загл. с экрана. 4. Ланцберг, Ю.С. Руководство по проектированию городских улиц и дорог [Электронный ресурс]. / Ю.С. Ланцберг, Ю.А. Ставничий. – Москва: Стройиздат, 1980. – Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v34383/ланцберг_ю.с., _ставничий_ю.а._ред._руководство_по_проектированию_городских_улиц_и_дорог. – Загл. с экрана. 5. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200084712. - Загл. с экрана.
Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог Важный элемент благоустройства территорий — искусственные покрытия (одежды) дорог, улиц, тротуаров, пешеходных дорожек и различных площадок. Искусственные покрытия должны обладать достаточной прочностью, обеспечивающей их устойчивость под динамической и статической нагрузкой в различные времена года в зависимости от их предназначения. В многослойных конструкциях различают следующие элементы дорожной одежды: 1) Земляное полотно, габариты которого должны соответствовать характеру принятого конструктивного (типового) поперечного профиля улицы или дороги с учетом всех его элементов. Представляет собой выемку (дорожное корыто) для укладки в нем искусственных материалов, составляющих дорожную одежду. Для городских улиц и дорог с закрытой сетью водоотвода земляное полотно охватывает ширину всех элементов с искусственным покрытием (проезжая часть, тротуары, центральная разделительная полоса и пути трамвая). На дорогах с открытой системой водоотвода (кюветами) ширина земляного полотна устраивается на ширину проезжей части и обочин, а на внутри-микрорайонных проездах без тротуаров ее ширина увеличивается на 0, 5 м с двух сторон проезда. Глубина корыта зависит от толщины дорожной одежды. Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым к действию нагрузок и природных факторов; должно возвышаться над уровнем грунтовых вод и горизонтом вод длительного стояния (поэтому их устраивают в насыпи либо понижают уровень грунтовых вод путем дренирований). Дну корыта земляного полотна придают продольные и поперечные уклоны, соответствующие проекту вертикальной планировки улиц, дорог и проездов, затем его уплотняют с помощью катков. 2) По уплотненному дну корыта укладывают подстилающий слой, который выполняет дренирующие и термоизолирующие функции, а также уменьшает удельную нагрузку, передаваемую через покрытие на грунт, создает водно-тепловой режим в грунте земляного полотна и обеспечивает его устойчивость при изменяющихся температурно-влажностных условиях. Для устройства дренирующих слоев применяют песок, гравий и другие материалы с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. Воду из дренирующего слоя обычно отводят в водосточную сеть с помощью дренажей мелкого заложения. Подстилающий слой укрепляют путем обработки его в верхней части вяжущими материалами. Толщину подстилающего слоя назначают в зависимости от типа грунта земляного полотна, климатических зон и условий увлажнения. Она может быть от 10 до 50 см. 3) Основание – главная несущая прочная часть одежды, обеспечивающая совместно перераспределение и снижение давления на расположенные ниже слои. Слои основания устраивают из материалов менее прочных, чем вышележащие, но из достаточно морозо- и водостойких материалов. Основание определяет степень прочности и долговечности одежды. 4) Покрытие - верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от пешеходов и автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Покрытие должно быть прочным, ровным, шероховатым, противостоять пластическим деформациям при высоких положительных температурах, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и экономически эффективными (рис. 1).
Рисунок 1 – Элементы дорожной одежды Дорожные одежды подразделяются в основном по типам покрытий в зависимости от категории улиц и дорог и бывают: простейшие; переходные; и усовершенствованные (облегченные и капитальные) (табл. 1) Таблица 1 - Типы покрытий и конструкций проезжей части.
Выбор конструкции одежды проезжей части производят в соответствии с данными технико-экономических расчетов, проверки на прочность, морозоустойчивость, а для климатических районов 1А, 1Б и 1Г — данными теплотехнических расчетов. Устройство покрытий с повышенным коэффициентом сцепления предусматривается на скоростных дорогах, магистральных улицах общегородского значения, мостах и путепроводах независимо от плана и профиля, на продольных уклонах свыше 30 о/оо; на горизонтальных кривых минимальных радиусов и на подходах к ним на расстоянии видимости; на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним; на левоповоротных съездах пересечений в разных уровнях; на участках с ограниченной видимостью. Конструктивные схемы одежды проезжих частей и тротуаров приведены на рис. 2. Рисунок 2 - Конструктивные схемы дорожных одежд различных типов 1 — покрытие из монолитного бетона или железобетонных плит; 2 — подстилающий слой; 3 -асфальтобетонное покрытие; 4 — цементобетон или укрепленные вяжущими материалами щебень и гравий; 5 — брусчатка или мозаика; 6 - песчаная прослойка; 7 — укрепленные вяжущими материалами щебень или гравий; 8 —битумоминеральная смесь или холодный асфальтобетон; 9 — щебень, шлак или укрепленные вяжущими грунтовые смеси; 10 — обработанные вяжущими материалами щебень или гравий; 11 — щебень, гравий, шлак, грунтощебенъ или грунт, укрепленные вяжущими материалами; 12 — брусчатая мостовая; 13 — песок; 14 — асфальтогрунтовая смесь; 15 — защитный слой из битумоминерального материала; 16 — щебень, гравий, шлак, грунт или грунтощебенъ, укрепленные вяжущими материалами; 17 — грунт, обработанный вяжущими материалами; 18- бумажный камень; 19 — грунт с минеральными добавками.
|