Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструктивные особенности дорожных одежд (цементо-бетонные, асфальтобетонные, штучные покрытия)
Толщину несущего слоя (основания) дорожных одежд уточняют расчетом в соответствии с нагрузками, толщиной покрытия и подстилаемого слоя, материалами основания и покрытия, а также типами и условиями увлажнения грунтов земляного полотна. Цементно-бетонные одежды можно устраивать монолитными (из армируемого или неармируемого бетона) или из железобетонных плит. Сборные покрытия имеют ряд преимуществ перед монолитными — при повреждении их легко восстанавливать, сборные плиты изготовляют индустриальным способом, что дает возможность вести строительство методом монтажа, сокращает сроки строительства и удлиняет строительный сезон. Монолитные цементно-бетонные покрытия устраивают одно- и двухслойными, для их постройки применяют специальные механизмы, производящие укладку бетона, его разравнивание и уплотнение. В монолитных бетонных покрытиях устраивают продольные и поперечные температурные швы, продольные — по оси проезжей части, а также параллельно ей на расстоянии 3, 75 м друг от друга, а поперечные через каждые 6—8 (10) м. Через каждые 2—3 шва сжатия устраивают поперечные швы расширения, дающие возможность удлинения плит в летний период. Температурные швы заполняют упругими, легко деформирующимися материалами. На проездах с движением большегрузных автомобилей применяют напряженно-армированные конструкции. При предварительном обжатии бетона уменьшается величина растягивающих напряжений, что предупреждает образование трещин. Они позволяют уменьшать толщину, массу и расход бетона. Толщина обычного бетонного покрытия — 20—24 см, железобетонного — 18—20 см и напряженно-армированного 14—18 см. Для сборных железобетонных покрытий применяются плиты прямоугольной или шестиугольной формы, иногда плиты со сквозными отверстиями (рис. 3). Рисунок 3 – Виды железобетонных плит шестиугольной формы: ПШ - шестиугольная, ПШД - шестиугольная осевая диагональная, ПШП - шестиугольная осевая попеpечная. Плитам больших размеров придают ребристую нижнюю поверхность (кессонные плиты), что снижает их массу и обеспечивает более равномерное опирание их на основание. Плиты укладывают обычно на песчаное основание. По санитарно-гигиеническим требованиям бетонные покрытия для городских условий не всегда приемлемы. Более распространены дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием. Их достоинства: · ровная поверхность обеспечивает благоприятные условия для движения транспортных средств и быстрого стока поверхностных вод; · легкость очистки покрытий от пыли, грязи и снега; · относительно большая водонепроницаемость и гигиеническое качество покрытий; · возможностью полной механизации дорожно-строительных работ; простота производства ремонтно-восстановительных работ. Асфальтобетонные покрытия строят на прочных бетонных или каменных основаниях. Обычно выполняют двухслойные покрытия. Толщина (однослойных покрытий 4—5 см, двухслойных — 8—8, 5 см (нижний слой 4, 5 и верхний —3, 5—4 см). Бетонные основания устраивают толщиной 18—20 см. Каменные основания выполняют из щебня или гравия, которые обрабатывают вяжущими материалами (рис. 4). Рисунок 4 - Принципиальные схемы дорожной конструкции с асфальтобетонным покрытием Вариант I - асфальтобетонное покрытие на технологическом слое; II - то же, на грунте; III, IV - то же, на бетонном основании. Иногда применяют покрытия из битумно-минеральных смесей (стоимость ниже, но показатели их прочности ниже асфальтобетонных). Применяются на улицах и дорогах местного значения с ограниченными транспортными нагрузками. Грунтовые материалы, обработанные битумом, носят название грунтоасфальтовых покрытий и применяются преимущественно на автостоянках, внутриквартальных проездах и т.д. Покрытия с применением черных вяжущих материалов (в том числе асфальтобетонные) подвергают поверхностной обработке для создания на покрытии «коврика износа» с возможностью его восстановления. Он выполняется из обработанного битумом мелкого щебня (3—15 мм) толщиной 1, 5— 2, 5 см. Штучные покрытия устраивают из мелких плит (в основном бетонных и железобетонных) или же камней (мостовые). Их недостатки: неровность поверхности и большая трудоемкость по устройству покрытия. Достоинства: они долговечны и легко разбираются и восстанавливаются при прокладке и ремонте размещаемых под ними подземных коммуникаций. Бетонные плиты имеют прямоугольную, квадратную или шестиугольную форму. Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек используют одно- и двухслойные плиты с размером сторон 20—50 см и толщиной 4—6 см. Укладывают их на основание из песка, мелкого щебня, гравия или шлака. Асфальтобетонным плитам придают прямоугольную форму в плане с размером сторон 25— 35 см и толщиной 5—8 см, их укладывают на щебеночных основаниях — по слою песчаного асфальтобетона. Покрытия из них применяются редко из-за невысокой прочности и сложности механизации работ. Мостовые устраивают из естественного и искусственного камня. Наиболее распространены брусчатые и мозаиковые мостовые из камней (шашек), выполненных из скальных пород (гранита, диабаза, базальта и др.). Форма камней для брусчатой мостовой приближается к параллелепипеду: длина 15—30 см, ширина 12— 15 см, высота 10—16 см. Камни для мозаиковых мостовых имеют форму, приближающуюся к кубу со сторонами 7—10 см. Брусчатые мостовые устраивают на бетонном или песчаном основании. Эта мостовая может выдержать большие нагрузки. Пример - Красная площадь в Москве. Брусчатые камни укладывают рядами, перпендикулярными оси дороги или направленными к ней под углом 45°. Мозаиковые мостовые устраивают на прочных — бетонных или каменных основаниях по песчаной прослойке толщиной 3—5 см. Швы между камнями заполняют цементным раствором, цементно-песчаной или битумоминеральными смесями. Клинкерные мостовые устраивают из прочного дорожного кирпича размером 220x110x65 (75) мм. Их строят на песчаном основании с укладкой кирпича на ребро. Булыжные мостовые выполняют из мелких валунных или колотых камней (шашек) формой усеченной пирамиды, уложенных на песчаном основании. Штучные материалы в дорожном строительстве применяют редко в связи с большой трудоемкостью (рис 5).
Рисунок 5 – Штучные покрытия: 1) брусчатая мостовая; 2) клинкерная мостовая; 3) мозаиковая мостовая. Сопряжение проезжих частей улиц с тротуарами и газонами осуществляют обычно с помощью бортовых камней. Размеры бортовых камней зависят от: удобства их транспортирования и установки, обеспечения необходимой устойчивости, возможности образования достаточно глубоких лотков для сбора и отвода поверхностных вод. Возвышение тротуаров: над проезжими частями улиц - 15 см; на проездах внутри-микрорайонных территорий - 10 или 15 см; в местах въездов во дворы и у перекрестков – 5-7 см. Бортовые камни должны иметь высокую прочность и устойчивость и выполняют из высокомарочного бетона. На основных городских магистралях и площадях с интенсивным движением применяют гранитные борта. Установку бортов производят на бетонном основании (рис 6). Рисунок 6 - Бортовые камни для ограждения проезжих частей:
|