Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Освоение нового содержания и его применение.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Ход урока I. Актуализация знаний. Серебро, огни и блестки – Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это – область чьей-то грезы, Это – призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. В. Брюсов – О чем это стихотворение? II. Освоение нового содержания и его применение. 1. Работа по учебнику (с. 34–35). – Тема нашего урока – «Снежные загадки». Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки. 1) Скатерть бела весь свет одела. (Снег.) 2) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.) 3) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.) 4) И не снег, и не лед. А серебром деревья уберет. (Иней.) – Что же такое снег? (Ответы учеников.) – И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды. Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг кдругу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется. – Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. – Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном? – Что делают Маша и собака Жучка? – Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку? – Чему так радуется собака Жучка? – Что собирается делать Маша? – Почему так весело Мише? – Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? А когда идете по первому чистому снегу? А когда снежинки падают на лицо? – Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь? – Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку? – Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые? – Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя: Запонка Столбик Ёж Игла Звезда – Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения учеников.) – Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14º …–17 º С). 2. Практическая работа. На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги. После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги. Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю. – Что остается на марле? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски.) Вывод: белый снег не чист. – Почему нельзя есть снег? Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили – Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. 3. Работа с хрестоматией. – Как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землей в облаках.) – Как образуются снежинки? Учитель читает рассказ «Как рождаются снежинки». – Что нового вы узнали из рассказа? Далее учитель читает рассказ З. Трофимовой «Снег – что это такое?». «Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звездочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск». – Можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.) – Почему скрипит снег под ногами? Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень много, слышится треск. – Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.) 4. Работа в парах. Учащиеся рисуют узор из снежинок разной формы.
|