Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каковы же основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2001-2002 гг?
Последние два года литература в России продолжает развиваться по тем же законам, что и все последнее десятилетие, основные ее направления:
· постмодернизм,
· реализм (во всех его разновидностях),
· модернизм
· неосентиментализм.
Если говорить об общих закономерностях литературного процесса 2001-2002 гг, то необходимо отметить два момента.
1. Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу, однако меняется соотношение сил. Как некогда приходилось защищать реализм от постмодернизма (в 1995 году Букер присуждается Георгию Владимову с его реалистическим романом «Генерал и его армия» в назидание фанатам постмодерниста Виктора Пелевина, атаковавшим жюри конкурса), так сегодня постмодернизм нуждается в защите того же Букеровского жюри (члены жюри 2002 года под руководством Владимира Маканина заявили: " Внесение в " короткий список" имени Владимира Сорокина является в данном случае единственным способом выразить протест против травли писателя, грозящей ему судебной расправой. Мы считаем недопустимым создание подобного прецедента").
2. Усиливается тенденции к стиранию границ
· между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
· между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).
между литературными жанрами («женский детектив» Дарьи Донцовой, Татьяны Поляковой и др., «детектив& утопия& пародия» Хольма Ван Зайчика и др.);
· между литературой и внелитературной действительностью. (Экстремистское движение «Идущие вместе» и их акции публичного уничтожения книг Владимира Сорокина и Баяна Ширянова - это с одной стороны, а с другой, - стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
· Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений – все это реальность последних лет).
Остановимся теперь на анализе основных направлений в российской литературе за последние 2 года.
Постмодернизм, пришедший из подполья в легальную литературу во второй половине 80-х гг под именем «другая литература», сегодня продолжает активно развиваться.
Основатели российского постмодернизма – это поэты Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Иван Жданов, Александр Еременко и др., прозаики Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев.
Необходимо отметить, что для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на 2 разновидности:
· Первая – это «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов», а вторая – «постмодернизм как манера письма», то есть «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001). О постмодернизме написаны сотни томов и дано более 600 его определений, но если попытаться резюмировать, то получится, что постмодернизм – новый тип сознания, характеризующийся глобальным кризисом иерархии ценностей. Разрушение иерархии ценностей базируется на идее равновеликости и равноправности всех элементов Вселенной, нет деления на «духовное» и «материальное», на «высокое» и «низкое», на «душу» и «тело». В постмодернистской литературе этот феномен выражен очень наглядно: героиня повести В. Нарбиковой «Равновесие света дневных и ночных звезд» так говорит о любви: «Мы любим друг друга как: собаку, картошку, маму, море, пиво, смазливую девицу, трусы, книжку, плейбоя, Тютчева». Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).
Постмодернистская литература в последние 2 года представлена очень разнообразно. Это литературная игра в романах «Пир», «Лед» патриарха русского постмодернизма Владимира Сорокина, где автор продолжает свои разрушительные эксперименты с различными стилями. Михаил Кононов в романе «Голая пионерка» предлагает собственную скандальную версию одной из глав родной истории – Великой отечественной войны. Михаил Елизаров, названный критиками «новым Гоголем», издает «Ногти», псевдоностальгические псевдомемуары, поражающие музыкальностью, органичностью и сочностью языка. Анастасия Гостева («Travel-агнец», «Притон просветленных»), представительница новой женской прозы, пишет постмодернистские тексты, посвященные особенностям «наркоманского» сознания. Книга Юлии Кисиной «Простые желанья» (Петербургское издательство «Алетея»), также относится к новой женской прозе, здесь автор («Сорокин в юбке», по определению некоторых критиков), подвергает деконструкции (расчленению) святая святых – детство, которое оказывается не «розовым», а черным и монструозным по своей сути. Человеческая монструозность – сквозная тема творчества Юрия Мамлеева, известного читателям по «Шатунам» и другим книгам, в 2001 году вышел его новый роман «Блуждающее время». Нашумевший роман Дмитрия Быкова «Оправдание» удивительным образом соединяет постмодернистские стратегии построения текста (фэнтезийный тип повествования, игра в " другую историю") с традиционно – реалистическими, рассчитанными на «консервативного» читателя. Читатели могли познакомиться с «филологическими» романами Владимира Новикова «Роман с языком, или Сентиментальный дискурс», Сергея Носова «Хозяйка истории», «Дайте мне обезьяну», Валерия Исхакова «Читатель Чехова» и «Легкий привкус измены».
Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века. Чаще всего современные модернистские авторы, противопоставляющие себя «литературе правдоподобия», солидаризируются с постмодернистскими писателями, однако поверхностно, на уровне «постмодернизма как манеры письма». Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное». Современный модернистский текст восходит к русскоязычному творчеству Владимира Набокова, тогда как постмодернистский, несомненно, к произведениям Даниила Хармса. Роман Татьяны Толстой «Кысь», получивший премию «Триумф» за 2001 год, соединил в себе черты интеллектуальной и массовой литературы и стал событием художественной жизни России. Роман-антиутопия, роман-пародия, история о жизни страны, что некогда была Россией, а теперь поселение, отброшенное Взрывом почти в каменный век. Модернистская стратегия автора проявляется, с одной стороны, в отказе от наследия реалистических традиций (это и «необычная» форма организации романа - азбука, и языковые игры автора с читателем, и постмодернистские приемы), с другой стороны, в пространстве романа «Кысь» существует некая Истина, к которой стремится герой, что совершенно невозможно в постмодернистском романе. Пародийность романа Татьяны Толстой не абсолютна: она оканчивается там, где начинается область Истины, Добра и Красоты.
Современный российский реализм существуетв нескольких разновидностях, первая из них – неокритический реализм. Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Современный натурализм, возродившийся в конце 80-х годов XX столетия, связан прежде всего с именем Сергея Каледина («Смиренное кладбище», «Стройбат»). Многие критики причисляют к натурализму (и даже «чернухе») прозу Людмилы Петрушевской 70-90-х гг, Светланы Василенко (до 1995 года, по словам писательницы), Владимира Маканина. Среди новой критической прозы 2001-2002 гг. – повесть Романа Сенчина «Минус», изображающая в традициях натуральной школы беспросветную жизнь маленького сибирского городка, «армейская» повесть Олега Павлова «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (вошедшая, кстати, в шорт-лист Букеровской премии 2002), повесть о заброшенной деревне Александра Титова с показательным названием: «Жизнь, которой не было». Пафос текстов, условно относимых к неокритическому реализму, пессимистичен. Неверие в «высокое» предназначение человека, выбор в качестве героя существа с ограниченным, суженным, «дремотным», по словам критика Е. Кокшеневой, сознанием, – все это предопределяет и основные закономерности стиля – тяжесть, лаконизм и нарочитую безыскусственность слога.
Вторая, ныне немногочисленная, разновидность реализма – онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришелся на 70-х годах XX века российской литературы. «Деревенская» проза Василия Белова, Валентина Распутина и др. стала школой онтологического реализма для группы сегодняшних молодых писателей. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем. Русский человек может постигнуть этот смысл только через единение, через «соборность», тогда как всякий индивидуальный путь – неистинен. Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм»: весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской. Новые, сегодняшние онтологические реалисты также ищут не очевидные причинно-следственные связи жизненных явлений, а мистический и сакральный ее христианский смысл. Реальность, которая понимается как стоящая перед лицом Божьим, временное в свете Вечности и т.д. В качестве примера в литературе двух последних лет можно привести прозу Лидии Сычевой, Юрия Самарина, Дмитрия Ермакова, Ольги Шевченко, Юрия Горюхина, Владимира Бондаря, где общий знаменатель - их религиозность, их христианский взгляд на мир.
Третья разновидность реалистического крыла русской литературы – это постреализм. Термин, предложенный ученым и критиков Марком Липовецким, был введен, чтобы обозначить художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. Постреализм открыт постмодернистской поэтике, и, подобно сегодняшним модернистам, писатели Михаил Бутов, Ирина Полянская, Николая Кононов, Юрий Буйда, Михаил Шишкин используют также эстетические приемы постмодернизма. Однако прежде всего постреализм - это экзистенциальный реализм, с его идеей личной ответственности, идеей свободы, требующей индивидуальной проверки и примерки, идеей связанности и убежденностью в незавершимости и неразрешимости поединка личности с хаосом. Роман «Похороны кузнечика» Николая Кононова (один из лауреатов премии Аполлона Григорьева) – рассказ о детстве героя, о том, как умирала бабушка, а они с матерью за ней ходили, со всеми положенными ужасами ухода за парализованной. Но натуралистические описания гармонизированы языком романа, его внутренней поэтической ритмикой, повторами, обилием прилагательных и придаточных. Экзистенциальный темперамент романа Николая Кононова в соединении в изощренным натурализмом и поэтическим языком и дают в результате феномен постреализма. Постреалистическая поэтика свойственно творчеству Ольги Славниковой. Последнее ее произведение, вошедшее в тройку лауреатов премии имени Аполлона Григорьева - «Бессмертный. Повесть о настоящем человеке». «Бессмертный» Славниковой, на первый взгляд, фантасмагория с привкусом яростного памфлета. Герои повести - вышибленные из «привычного» советского бытия бедные провинциалы. Однако больные, несчастные, подчас страшноватые жители уральского городка парадоксальным образом остаются людьми, а все их страшные призраки исчезают при появлении настоящей боли, настоящей смерти, настоящей жизни. «Бессмертный» - страшная книга, но это вовсе не апология страха. Читателю слышна скрытая музыка надежды, потому что трагедия отдельного неповторимого человека сопряжена с трагической историей нашей страны, а история эта немыслима без многомерного и свободного слова. Личность в экзистенциальном поединке с хаосом жизни, как видим, тема неисчерпаемая.
Следующее направление в российской литературе последних лет – это неосентиментализм, о появлении которого заявляют практически все известные критики. В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века. Идеал, выдвигаемый Николаем Карамзиным в «Бедной Лизе», - человек чувствительный. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы. Показательно, что лауреатом Букеровской премии 2001 стала Людмила Улицкая с неосентименталистским романом «Казус Кукоцкого». Роман пропитан детской свежестью чувств. Л. Улицкая так комментирует заглавие и концепцию своего романа: «Казус — это случай. Я рассказала о случае Кукоцкого — о человеке и его судьбе. Этот казус кажется мне казусом каждого из нас. Любой человек — это конкретный случай в руке Господа Бога, в мировом компоте, в котором мы все плаваем... В данном случае это Кукоцкий. Но он может быть казусом каждого, кто внимательно наблюдает жизнь, бесстрашно и честно смотрит на мир...». Нечто подобное можно сказать и о героях повести «Девочки», романа «Цю-юрихь». И все-таки неосентиментализм последних лет не равен карамзинскому сентиментализму: чувствительность новейшего времени как бы прошла фазу иронии, сомнения и рефлексии, постмодернистской полицитатности, фазу отрицания себя. Появляется «новая искренность», «новая чувствительность», где тотальная ирония побеждается «противоиронией». Так, например, повесть Андрея Дмитриева «Дорога обратно», заслужившая «большую» премию имени Аполлона Григорьева в 2002 году - история о том, как нянька мальчика, ставшего ныне писателем, вышла в магазин, но вместо того оказалась вместе с развеселой компанией далеко от Пскова - в Пушкинских горах, где официально и пьяно отмечался очередной день рождения первого поэта. «Соборное» ликование-возлияние (все любят Пушкина, а заодно и друг друга) сменяется безденежным похмельным одиночеством: собутыльники исчезли, и героине выпадает пешая многокилометровая «дорога обратно». Повесть инкрустирована незаметными пушкинскими цитатами, неграмотная, но купившая на последние гроши сборничек стихов Мария видится больным двойником легендарной Арины Родионовны, ее загул и похмелье, тоска и смирение, склонность к фантазированию и приземленность, безудержность, жуликоватость и неуклюжая приязнь к «барским дитяткам» разом убийственно реальны и мифичны. Сама о том не ведая, беспутная страстотерпица тайно воспитывает рассказчика. Читать он научился по той самой копеечной книжице, где были самые главные стихи, а отчаянное путешествие Марии вошло в состав души, которой суждено постигать, что такое «жестокий век», «смутное похмелье», «версты полосаты», «страсти роковые», «тайная свобода», «чувства добрые» Россия, которую ни на что не променяешь.
Особая разновидность современной литературы, которую невозможно игнорировать в связи с ее усиливающимся значением – это массовая литература. Разделять литературу массовую и немассовую можно по различным критериям: в данном случае продуктивным представляется следующий признак: следование устойчивому жанровому канону. Массовая литература состоит из устойчивых жанровых схем, таких как детектив, любовный роман и т.д. Чем более полно автор следует жанровому канону, тем «надежнее» его читательский успех. Немассовая литература основывается на противоположной стратегии - непредсказуемости, здесь изобретаются новые жанры и проводятся литературные эксперименты. Как уже говорилось одной из примет нашего времени стала размытость границ между массовой и интеллектуальной литературой.
Самым ярким явлением в этой области стали детективные серии Бориса Акунина. В последние 2 года это окончание «провинциальной» серии – роман «Пелагия и черный монах», продолжение «фандоринской» и «постфандоринской» серий – «Алтын-Толобас», диптих «Любовник(ца) смерти», «Внеклассное чтение». Когда имя Эраста Фандорина стало известным большому кругу читателей, а совокупный тираж книг о нем к концу 2000 года достиг миллиона экземпляров, Г. Чхартишвили объяснил принцип создания и популяризации текстов как реализацию проекта: «…корни литературы - в сердце, а корни литературного проекта - в голове. Я придумал многокомпонентный, замысловатый чертеж. Поэтому – проект». Продуманность, учет культурной ситуации и рыночной конъюнктуры характерны для всей истории «Фандорина». С другой стороны, «Приключения Эраста Фандорина» рассчитаны прежде всего на человека, имеющего представление о главных книгах русской литературы в объеме средней эрудиции выпускника вуза, не обязательно гуманитарного (Н. Лесков, Чехов, Достоевский, Л. Н. Толстой). Акунин ориентируется на «литературоцентризм» русской культуры. Читателю льстит узнавание как пародийного переосмысления известных сюжетов («Анна Каренина» в «Пиковом валете»), так и цитирование, стилизация их. Он не ощущает себя в прошлом чужим: погружается в язык литературы тех лет, воспроизведенный усредненным словарем классика, видит персонажей и ситуации, напоминающие прочитанное когда-то. По замечанию критика, «русская классика приобрела приятный товарный вид и воздействует теперь на ум и эмоции не возбуждающим, а успокаивающим образом». В замысел Б. Акунина входит не только создание всех возможных вариантов детективного жанра, о чем сообщается на обложке каждой книги, но и последовательная проекция основного сюжета каждого из романов на ключевые тексты русской литературы, выстроенные в историческом порядке - от карамзинской «Бедной Лизы» в первом по времени действия «Азазеле» до «Трущобных людей» Гиляровского в «Любовнике смерти». Роман «Внеклассное чтение» построен как постмодернистский текст, с его философией единого и бесконечного текста культуры: заглавие каждой главы одновременно является названием одного из произведений мировой литературы.
Успех серии книг о Фандорине привлекли внимание читателей к книгам профессионального историка Леонида Юзефовича, уже более двух десятилетий пишущего о 80-90-х годах Х1Х века. Произведения Л. Юзефовича о легендарном сыщике Иване Дмитриевиче Путилине (одни из последних - «Костюм Арлекина», «Князь ветра») в силу занятий героя имеют детективную основу, но собственно детективами не являются: это традиционная реалистическая проза, романы характеров, давно имеющие устойчивый круг приверженцев, ценящих равно профессионализм историка и талант писателя, чуждого конъюнктуре знатока прошлого, обладающего неторопливой интонацией, великолепным языком, После присуждения в 2001 году премии «Национальный бестселлер» за роман «Князь ветра», эта книга и написанное прежде Юзефовича о Путилине начинают издаваться как серия «Приключения Ивана Путилина», с единым стильным оформлением.
Евгений Лукин и Вячеслав Рыбаков, создав очередную литературную мистификацию, придумали себе автора с загадочной биографией и именем – Хольм ван Зайчик. Жанр, в котором написаны «История жадного варвара», «Дело незалежных дервишей», «Дело о полку Игореве», «Дело победившей обезьяны» можно определить, как «утопический детектив». Некоторые критики говорят о пост-постмодернизме ван Зайчика, то есть о домашнем, уютном, не революционном использовании постмодернистских стратегий. Действительно, в романах ван Зайчика предстает великое государство будущего - Ордусь (Орда плюс Русь), где и разворачиваются детективные сюжеты. Ирония и сентиментальность, детективная интрига и остроумные намеки на современные петербургские реалии – все это говорит о талантливом сочетании массового по своей сути жанра и интеллектуального его наполнения.
Помимо «интеллигентских» исторического и утопического детективов невероятно распространяется иронический детектив. Книги Дарьи Донцовой (из последних это – «Букет прекрасных дам», «Улыбка 45-го калибра», «Фиговый листочек от кутюр», «Хождение под мухой». «Чудеса в кастрюльке») восходят к романам Иоанны Хмелевской, успех которых в России, очевидно, и стал причиной появления русских иронических детективов. Романы Донцовой, в отличие от ее польской коллеги, не выходят за пределы массовой литературы и не создают нового синтеза интеллектуальности и массовости. Героиня Донцовой, дама средних лет, симпатичная, обеспеченная и образованная, в отличие от пани Иоанны, иронизирует над всем и вся, не обладает способностью к самоиронии, что приводит обилию банальностей и бестактностей и высокой степени предсказуемости ее расследований.
Если располагать детективы по шкале ироничности - серьезности («жесткий» детектив), то сначала будут располагаться повести Андрея Кивинова «Умирать подано», «Убойный» отдел», затем - Александры Марининой «Незапертая дверь», «Фантом памяти», следом – повести Татьяны Поляковой «Барышня и хулиган», «Охотницы за привидениями», «Фитнес для Красной Шапочки», замыкает шкалу Александр Бушков «Стервятник», «Бульдожья схватка», «Пиранья: Первый бросок». «Непристойный танец».
По-видимому, массовая литература нужна не в меньшей степени, чем интеллектуальная – у нее свои функции, свои задачи. На книжной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в Москве в ноябре этого года большинство посетителей высказывалось против деления литературы на интеллектуальную и массовую, о чем нельзя забывать, говоря о современном литературном процессе. в то же время, глядя на обилие пестрых обложек, необходимо помнить, что не покетами едиными для чтения в метро жива современная литература. Юрий Давыдов, председатель Букеровского жюри 2001, признался, что перед ним стоял очень нелегкий выбор и ему было чрезвычайно тяжело назвать всего одно произведение в качестве лучшего. «Мне пришлось прочесть много произведений, но как ни странно, погребального настроения у меня не возникло. Я боялся, что ознакомившись вплотную с современной литературой, я обнаружу полный и окончательный ее упадок. К счастью, этого не произошло. Молодые авторы пишут, и пишут замечательно». А писатель Владимир Маканин, председатель Букеровского жюри 2002, оценивая результаты, сказал кратко: «Я доволен высоким качеством прозы». Так что поводов для пессимизма, действительно, нет.
|
Современные литературно-художественные журналы в сети Интернет: обзор
| Русское слово «журнал» происходит от французского «journal» – «дневник». Потребность в таком дневнике событий отечественной литературы во все времена особенно велика. Периодические издания, чаще всего ежемесячные, знакомили читателя с новинками оригинальной или переводной литературы, литературной критикой, публицистикой. Многие литературно-художественные журналы являлись еще и общественно-политическими, так как содержали рубрики и статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики и способствовали формированию общественного мнения. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.
Литературно - художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.
Именно журнальное пространство сохраняет сегодня само существование таких жанров как развернутая рецензия, обзорная статья, подборка стихотворений, подборка рассказов или эссе.
Вашему вниманию предлагается обзор журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики. Данный обзор ориентирует вас на ресурсы Интернет с прямыми ссылками к источнику информации. Почти все нижеперечисленные журналы регулярно поступают в фонд ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова и составляют коллекцию за несколько десятилетий. Кроме этого, ряд журналов представлен в полнотекстовой электронной базе периодики East View (Ист Вью), в основном с 2000 года.
| Объединение литератур, культур, а значит, людей – всегда было и остается главной задачей в художественной политике журнала «Дружба народов»
«Дружба народов» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
| Журнал публикует новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи. Основанный в 1939 году, журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство бывших союзных республик. В огромной многонациональной стране журнал, представляющий достижения национальных литератур в переводах на русский язык, был просто необходим. Сначала он выходил как альманах, а с 1949 года стал одним из виднейших «толстых» журналов страны, который всегда играл очень важную роль в области представления читателям литераторов многочисленных народов СССР. В журнале были опубликованы этапные для жизни общества произведения: знаменитая трилогия А. Рыбакова «Дети Арбата», его последний роман «Роман воспоминание», произведения Ю. Трифонова «Дом на набережной», «Старик», «Время и место» и др. Одним из первых он начал возвращать читателю нашей страны русскую литературу из изгнания: «Другие берега» В. Набокова, «Железная женщина» Н. Берберовой, романы М. Алданова, Г. Газданова и др. Открыл тогда не известных, а потом получивших мировое признание писателей – А. Адамовича, С. Алексиевич, Ч. Амиреджиби, А. Кима, С. Капутикян, Г. Матевосяна. В журнале была напечатана главная проза Булата Окуджавы. Здесь печатались Юрий Давыдов, Василь Быков, Виталий Семин, Борис Можаев, Сергей Залыгин, Владимир Тендряков. Бывали времена, когда этих писателей решалась печатать только «Дружба народов». С распадом СССР обстоятельства сильно изменились. Некогда единое культурное пространство стало разваливаться на глазах. Но даже в самые трудные времена, когда межнациональные страсти были раскалены до предела, журнал твердо держал курс на мирное решение проблем, на взаимопонимание и примирение. «Дружба народов» – часть летописи нашего многонационального государства, он все еще обеспечивает национальным литературам выход к широкой читательской аудитории. В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Романа Сенчина, Михаила Кагановича, Владимира Шпакова, Александра Зорина, Александра Мелихова, Евгения Алехина, Марины Москвиной, Александра Эбаноидзе, Леонида Юзефовича и др. С 1995 года главным редактором является прозаик и переводчик А. Эбаноидзе. Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/druzhba/ (Архив с 1996 года).
| Девиз издания – «Свобода проявляется в диалоге»
«Звезда» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал.
| Старейший петербургский литературный журнал. Редакция журнала стремится дать читателю целостный срез современной культуры в ее лучших воплощениях.
Большое внимание уделяется истории России и русской культуры.
С 1920-х гг. в журнале печатались лучшие писатели СССР: А. Ахматова и М. Зощенко, О. Мандельштам и Б. Пастернак, Ю. Тынянов и Н. Заболоцкий, А. Толстой и О. Берггольц, Ю. Казаков и В. Шукшин... Помимо имен ведущих русских прозаиков и поэтов, начиная с А. Солженицына и И. Бродского, не сходили со страниц журнала имена Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Сахарова, П. Григоренко, Ю. Лотмана, В. Иванова, Антуана де Сент-Экзюпери др.
Среди авторов «Звезды» – литераторы, ученые и общественные деятели России. Авторами журнала являются – Денис Датешидзе, Игорь Золотусский, Борис Рогинский, Рид Грачев, Дмитрий Травин, Михаил Эпштейн, Елена Невзглядова, Самуил Лурье, Алла Подрабинек, Людмила Штерн, Евгений Степанов, Яков Гордин и др. В то же время почти в каждом номере появляются новые литературные имена.
Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.
Помимо поэзии и прозы, традиционно занимающей не менее половины журнальной площади, постоянные разделы журнала отданы публикациям различных историко-культурных материалов, современной публицистике и критике. Постоянные рубрики «Звезды»: «Исторические чтения», «Мемуары ХХ века», «Дневник писателя», «Наши публикации», «Из литературного наследия», «Философский комментарий», «Мнение», «Люди и судьбы», «Уроки изящной словесности», «Новые переводы»...
Сегодня «Звезда» не является рупором какой бы то ни было партии или финансовой группы и не транслирует читателю какую бы то ни было моноидеологию. «Звезда» вообще не только журнал, но и своего рода клуб, в помещении редакции на Моховой, 20 регулярно проводятся международные конференции, посвященные значительным явлениям русской культуры.
Соредакторы журнала – А. Ю. Арьев, Я. А. Гордин
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/zvezda/ (Архив с 1997 года).
| Респектабельный литературно-художественный журнал
«Знамя - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
| Журнал создан в январе 1931 года как «Литературное объединение Красной Армии и Флота» (ЛОКАФ), в 1933 году он становится «Знаменем». С 1934 по 1990 год журнал был органом Союза писателей СССР. В нем печатались корифеи советской литературы: А. Твардовский, В. Некрасов, Ю. Казаков, К. Симонов, Ю. Трифонов и др. Особое место в истории журнала занимает публикация, еще в 1955 году, лирического цикла Б. Пастернака «Стихи из романа». «Знамя», объединив таких авторов, как: Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л. Петрушевская, В. Маканин, Г. Владимов, Ю.Давыдов, В. Аксенов, В. Войнович, Б. Ахмадулина, Ч. Айтматов, В. Аксенов, Г. Бакланов, В. Быков, Г. Владимов, Л. Зорин, Е. Попов стал последовательно утверждать идеалы демократии и отечественного либерализма. В 1990 году журнал объявил себя независимым. «Знамя» служит стартовой площадкой для талантов нового поколения, многие из которых – С. Гандлевский, В. Пелевин, Т. Кибиров, А. Дмитриев, С. Кекова, А. Королев – напечатали здесь свои лучшие, прославившие их произведения. Среди современных авторов журнала – Инна Лиснянская, Михаил Шишкин, Алексей Кубрик, Вадим Макшеев, Вячеслав Кабанов, Виктор Райхер, Игорь Зотов, Иосиф Гальперин, Максим Амелин, Алексей Зарахович, Евгений Алехин, Лев Симкин, Вадим Баевский и др.
Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.
В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг — 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце.
Значительный резонанс в научной и литературной среде вызывали проводимые редакцией ежегодные международные Трифоновские чтения.
Именно критики – авторы и сотрудники «Знамени» стали инициаторами создания Академии русской современной словесности, которая не только проводит ежегодные экспертно-аналитические конференции, но и – при спонсорской поддержке «Росбанка» – присуждает одну из самых престижных литературных наград в стране – премию Аполлона Григорьева. Произведения, напечатанные в журнале, неоднократно отмечались Государственными, Букеровскими, Пушкинскими и иными престижными премиями.
Журнал стремится играть роль выставки достижений литературного творчества, публикуя не только признанных мастеров, но прозу и поэзию молодых писателей, которых критика называет будущим русской литературы. Главный редактор журнала с 1993 года - литературный критик и публицист Сергей Чупринин. Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/znamia/ (Архив с 1996 года).
| Девиз журнала - «Узнай завтрашних классиков!»
«Иностранная литература» - ежемесячный литературно-художественный журнал.
| Журнал «Иностранная литература» выходит с 1955 года. До 1943 года выходил под названиями «Вестник иностранной литературы», «Литература мировой революции», «Интернациональная литература». В 2000 году журнал стал учредителем издательства «Иностранка», которое занимается в основном современной переводной литературой и работает в тесном сотрудничестве с журналом, а также изменил свой внешний вид и стал более современным по художественному оформлению и полиграфическому дизайну.
«Иностранная литература» – единственный в России журнал, который знакомит читателя с новинками зарубежной литературы в лучших переводах на русский, стремится к тому, чтобы на его страницах появлялись как давно знакомые авторы, так и громкие имена последних лет. В журнале публикуются наиболее значительные произведения современной мировой литературы в переводах лучших отечественных переводчиков. Зарубежная проза и поэзия, очерки и эссе, статьи и интервью, лауреаты Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской премий и восходящие звезды – все это на русском языке впервые.
В этом журнале впервые заговорили по-русски Сэмюэл Беккет, Фридрих Дюрренматт, Уильям Голдинг, Джон Апдайк, Витольд Гомбрович, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Франц Кафка, Том Вулф, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ, Генри Миллер, Джером Д. Сэлинджер, Умберто Эко, Грэм Грин, Мирча Элиаде, Теннесси Уильямс, Гюнтер Грасс, Константинос Кавафис, Хулио Кортасар, Салман Рушди, Орхан Памук, Милорад Павич и другие выдающиеся писатели.
Несколько раз в год выходят номера журнала, посвященные современной литературе отдельных стран (за последние несколько лет это были Греция, Италия и Канада, Ирландия и Швеция, Польша, Франция, Норвегия, Германия и США) или одной теме (например, «Писатель путешествует», «Взрослая жизнь сказки»). В рубрике «Дебют» журнал представляет читателям молодых авторов, а в рубриках «Из классики XX века» и «Литературное наследие» обращается к неизвестным страницам мировой литературы прошлых столетий. О новой поэзии можно узнать из рубрики «Другая поэзия. Антология». Обзоры текущей литературы и рецензии на книги можно прочесть в рубриках «Среди книг», «БиблиофИЛ». Проблемы художественного перевода освещаются в рубриках «Трибуна переводчика», «Мастера перевода», «Вглубь одного стихотворения», появилась рубрика «Переперевод» – о недавних переводах любимых произведений, в этом году обсуждаются переводы классики: «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.
В планах редакции специальные номера, посвященные литературам Финляндии, Индии, Германии, Мексики, Каталонии и Китая.
В настоящее время, журнал продолжает выполнять роль профессионального экспертного издания, неизменно сохраняя высокое качество переводов.
«В условиях конкуренции с книжными издательствами, – говорит главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант, – мы ориентируемся на то, чего нет в книжных магазинах, стараемся опережать издателей переводной литературы и рассказывать о том, что происходит сегодня в литературном мире».
Главный редактор – А. Ливергант.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/inostran/ (Архив с 1992 года).
| Девиз журнала - «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
«Молодая гвардия» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
| Основан в 1922 году. До 1990 орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый.
Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили когда-то свои произведения молодые и в то время еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский...
Когда в 60-е годы главным редактором журнала стал А. Никонов, вокруг «Молодой гвардии» начал формироваться патриотически настроенный авторский коллектив. Тогда были опубликованы вызвавшие много споров «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Затем были сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, исследователей литературы М. Лобанова, В. Кожинова. Долгие годы «Молодую гвардию» вел народный писатель А. Иванов. Во времена перестройки, когда были сломаны прежние идеологические ориентиры, он, а затем А. Кротов, сделали все, чтобы сохранить патриотическую линию журнала. В журнал принесли свои талантливые произведения М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Федоров, И. Стаднюк, П. Проскурин, В. Шукшин, Н. Рубцов, Б. Примеров, Ф.Чуев, Э. Володин, И. Ляпин, В. Цыбин, В. Смирнов. Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров, Д. Ермаков, В. Десятников и др.
Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.
В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы.
Главный редактор журнала – В. Хатюшин.
Интернет-версия журнала на сайте (https://hatushin.ru/index.php? option=com_content& task=category& sectionid=4& id=25& Itemid=211) (Архив с 2008 г. в формате PDF).
| Журнал русской культуры
«Москва» – ежемесячный литературный журнал.
| Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. Первоначально орган Союза писателей РСФСР и московского отделения СП; с 1990 функцию учредителей взяли на себя СП России, Фонд мира и коллектив редакции.
«Москва» – журнал русской культуры национально-православной ориентации. Редколлегия издания видит свое предназначение в распространении нравственной, духовной культуры, сохранении великих духовных традиций народа. Журнал публикует современную отечественную прозу, стихи, литературную критику, публицистику, культурологические материалы, статьи духовно-нравственного характера, материалы из литературного наследия православной России. В «Москве» впервые был опубликован ставший сегодня классикой роман М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Благодаря инициативе журнала впервые после 1917 года стала доступна широкому читателю «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Большой резонанс имели публикации в «Москве» произведений писателей русского зарубежья – И. А. Бунина, В. В. Набокова, И. С. Шмелёва.
«Москва» – это проза Леонида Бородина и Петра Краснова, Алексея Варламова и Александра Сегеня, Александра Горохова, Михаила Попова и Веры Галактионовой. Это поэзия Бориса Романова, Галины Щербовой, Владислава Артёмова и Виктора Брюховецкого, Александра Хабарова и Владимира Шемшученко, Марины Котовой и Екатерины Полянской. Это критика и публицистика Капитолины Кокшеневой и Павла Басинского, Александра Репникова и Владимира Даля, Константина Крылова и Михаила Ремизова, Валерия Соловья и Андрея Фурсова, Вероники Васильевой и Николая Шадрина.
Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь».
Читатель журнала «Москва» – гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».
Главный редактор - В. В. Артемов.
Интернет-версия на сайте журнала https://www.moskvam.ru/magazine/archive/ (Архив с 2009 года).
| «Наш современник» – трибуна политиков патриотического направления
«Наш современник» – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.
| «Наш современник» – журнал писателей России. Издаётся в Москве с 1956 года. Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения «Нашего современника» связаны с так называемой «деревенской прозой».
С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина. Высокие традиции прозы «Нашего современника» в 90-е годы продолжают публикации И. Головкиной, В. Личутина, Ю. Лощица, Л. Бородина, В. Крупина, А. Лиханова, А. Сегеня.
Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика. Ведущие публицисты журнала: С. Кара-Мурза, В. Кожинов, М. Лобанов, К. Мяло, И. Шафаревич. В журнале публикуются: Булат Шакимов, Андрей Антипин, Александр Проханов, Василий Киляков, Альберт Лиханов. Среди поэтов – Юрий Воротнин, Иван Переверзин, Дмитрий Мизгулин, Валерий Фокин и др.
«Наш современник» – трибуна политиков патриотического направления. На его страницах публиковались статьи С. Бабурина, С. Глазьева, Г. Зюганова, Н. Кондратенко, Н. Рыжкова, А. Тулеева и др.
Журнал регулярно публикует новые талантливые произведения, созданные современными писателями России. На его страницах рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.
Отличительная особенность журнала «Наш современник» – широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.
Активная патриотическая позиция журнала обеспечивает ему читательскую поддержку.
Главный редактор - Станислав Куняев.
Интернет-версия на сайте журнала https://www.nash-sovremennik.ru/main.php? m=archive (Архив с 2001 года).
| «Нева» – ежемесячный литературный журнал.
| Журнал основан в 1955 году в качестве официального органа Ленинградской писательской организации.
За минувшие годы на страницах журнала увидели свет произведения таких писателей как Владимир Дудинцев, Лидия Чуковская, Александр Солженицын, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Дмитрий Лихачев, Федор Абрамов, Виктор Конецкий, Даниил Гранин, Борис и Аркадий Стругацкие... С каждым годом ряды авторов «Невы» пополняются новыми яркими именами. Именно «Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма». Сегодня журнал стремится оставаться верным традициям петербургской литературной периодики, публикуя современную прозу и философскую лирику известных мастеров литературы и тех, кому еще только предстоит обрести популярность. Разные характеры, разные герои в разных жизненных ситуациях проходят перед читателем. Однако главным персонажем публикаций журнала, главным его героем является сам Петербург: его культура, история, его обитатели и подвижники.
На страницах издания публикуются и художественные произведения, и строго документальные свидетельства ярких и драматических судеб, значительных исторических событий, уникальные архивные находки.
Рубрики журнала: «Физиология Петербурга», «Домашние архивы петербуржцев», «Быль и миф Петербурга», «Петербургские сновидения», «Загадки российской музы», «Петербург под микроскопом».
Почетный главный редактор журнала – Б. Никольский.
Главный редактор журнала – Н. Гранцева.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/neva/ (Архив с 2002 года)
| Один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов
«Новый Мир» – ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли.
| Голубая обложка «Нового мира», одного из старейших литературных журналов России, знакома без преувеличения каждому российскому читателю. О рождении журнала, о его долгой и сложной истории можно прочесть и в советских «Очерках истории журналистики», и в «Краткой литературной энциклопедии», и в знаменитом «Лексиконе русской литературы ХХ века» немецкого исследователя Вольфганга Казака.
«Новый Мир» публикует художественную прозу; стихи; очерки; общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику; мемуары; литературно – критические, культурологические, философские материалы. В 1947-1990 гг. журнал был органом Союза писателей СССР, с 1991 г. стал независимым изданием. Традиционно редакция стремится привлекать в журнал лучшие силы российской литературы и журналистики, дает читателям адекватную и разнообразную картину российской словесности, избегая экстремизма и сочетая художественную новизну с интеллектуальной основательностью и даже своего рода «академизмом».
В журнале широко представлены архивные публикации и исторические разыскания.
На его страницах печатались известнейшие произведения (полностью или частями) в разное время. Среди них: «Черный человек» Сергея Есенина, «Лейтенант Шмидт» Бориса Пастернака, «Хождение по мукам» и «Петр Первый» Алексея Толстого, «Золотая цепь» Александра Грина, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, рассказы Исаака Бабеля, «Энергия» Федора Гладкова, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, рассказы Андрея Платонова, «Я убит подо Ржевом» и «Теркин на том свете» Александра Твардовского, «Буря» Ильи Эренбурга, «Творцы дорог» Николая Заболоцкого, «Корабельная чаща» Михаила Пришвина, «Прощай, Гюльсары!» Чингиза Айтматова, «Театральный роман» Михаила Булгакова, «Созвездие Козлотура» Фазиля Искандера, «В августе сорок четвертого (Момент истины)» Владимира Богомолова, поэмы Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и др. Среди авторов журнала – Нобелевский лауреат по литературе – Александр Солженицын. В «Новом мире» печатались Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и др.
Рубрики журнала: «Из наследия», «Философия. История. Политика», «Далекое близкое», «Времена и нравы», «Дневник писателя», «Мир искусства», «Литературная критика», «Рецензии. Обзоры», «Библиография» и др.
Журнал считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности.
В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова:
«Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».
В 2013 году журнал выходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Главный редактор журнала – А. Василевский.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/novyi_mi/ (Архив c 1993 года)
| В настоящее время «Октябрь» является одним из ведущих русских «толстых» литературных журналов, имеет либеральную направленность
«Октябрь» – независимый литературно-художественный журнал.
| «Октябрь» – одно из старейших отечественных литературных изданий, которое знакомит читателей с лучшими произведениями писателей, поэтов, критиков, публицистов. Журнал возник как орган Московской ассоциации пролетарских писателей и издается c мая 1924года.
В свое время в журнале публиковались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин. Многое из напечатанного в «Октябре» в 20-30-е годы и сейчас остаётся яркими страницами отечественной литературы: «Песнь о великом походе» Есенина, «Страна Муравия» Твардовского, «Школа» Гайдара, рассказы Платонова и произведения Зощенко. На страницах «Октября» в 40-е гг. увидели свет «Пётр Первый» Алексея Толстого, «Два капитана» Вениамина Каверина и «Сын полка» Валентина Катаева. С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексе, Г. Манна.
Отражением идейной борьбы в обществе стала кампания, начатая против «Октября» правлением СП РСФСР в 1989 году в связи с публикацией романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», фрагмента из книги А. Синявского «Прогулки с Пушкиным», «Реквиема» Анны Ахматовой. Журнал был обвинён в непатриотических настроениях, предпринимались попытки отстранения от должности главного редактора журнала. Благодаря поддержке общественности — письмо в защиту журнала подписали Дмитрий Лихачёв, Андрей Сахаров, Олег Ефремов, Марк Захаров, Альфред Шнитке и другие деятели искусства и науки – «Октябрь» отстоял свои позиции и ещё до принятия первого Закона о печати поставил вопрос о независимости прессы. В результате журнал первым в стране вышел из-под ведомственного подчинения, зарегистрировался как независимое издание. В 2000-х годах в журнале публикуются Анатолий Найман, Эдвард Радзинский, Михаил Рощин, Дмитрий Быков, Юнна Мориц, Михаил Веллер, Людмила Петрушевская, Светлана Алексиевич, Игорь Волгин, Сергей Юрский, Андрей Волос, Евгений и Валерий Поповы, Вячеслав Пьецух, Борис Хазанов, Олег Павлов, Олег Ермаков, Александр Иличевский, Роман Сенчин, Александр Карасёв, Дмитрий Новиков и другие.
Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.
Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества, все высоты и заблуждения российской истории. Главный редактор журнала – И. Барметова.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/october/ (Архив с 1996 года)
Из возникших в 1990-х и уже зарекомендовавших себя изданий, можно выделить такие литературно-художественные журналы, как «Континент» и «Арион».
| Журнал независимой общественной ориентации, информирующий своего читателя о культурной и общественной жизни страны и утверждающий христианские ценности русской культуры
«Континент» – литературный, публицистический и религиозный журнал.
| Журнал «Континент» был основан в Париже в 1974 году как орган «свободной» русской мысли, российского и общеевропейского антикоммунистического «освободительного» движения. Основатель журнала — русский писатель Владимир Максимов. За 17 лет его бессменного редакторства «Континент» завоевал мировую славу как авторитетный журнал «вольного» русского слова за рубежом. Он собрал вокруг себя цвет русской, восточно-европейской, западной культуры. Среди его постоянных авторов и членов редколлегии, в которую входило четыре лауреата Нобелевской премии, были Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Милован Джилас, Роберт Конквест, Генрих Бёлль, Эжен Ионеско, Иосиф Бродский, Чеслав Милош, Виктор Некрасов, Наум Коржавин — равно как и многие другие представители мировой культуры второй половины XX века. Журнал стал ярким литературным органом русской европейской эмиграции, обращённым к насущным проблемам и задачам «освободительного» движения. Здесь в режиме открытой дискуссии формулировались позиции и выражались различные мнения о жизни и о литературе, о прошлом, настоящем и будущем России. Трудными путями книжки журнала приходили к читателям и в Советский Союз, за чтение его можно было получить тюремный срок.
В 1992 году журнал, выполнивший свою историческую миссию в эмиграции, был передан В. Максимовым в новую Россию и стал издаваться в Москве, сохранив отчасти основной состав прежней – парижской – редколлегии, но пополнив её новыми известными именами. С этого времени направление журнала стало определяться новой повесткой дня, сложившейся в постсоветской России и в культуре запада в целом. Журнал остался верен лучшим традициям максимовского «Континента», но за годы своего отечественного существования обрёл и новую жизнь в новой России, особенно усилилось его религиозное направление. Сегодня это единственный из бывших «толстых» эмигрантских журналов, который привился на отечественной почве и обрёл признание современной российской и международной общественности.
Общий христианско-гуманистический вектор творческого духовного поиска задаётся основными публикациями «Континента» как в литературно-художественных жанрах, так и в журнальной аналитике и обзорах прозы, критики, публицистики. С журналом сотрудничали и сотрудничают крупнейшие писатели, поэты и публицисты России – С. Аверинцев, М. Адамович, А. Азольский, В. Аксенов, В. Астафьев, Б. Ахмадулина, С. Бабаян, А. Битов, Е. Блажеевский, А. Вяльцев, Д. Галковский, Р. Гальцева, Е. Ермолин, А. Зубов, Ю. Каграманов, Н. Коржавин, Г. Кочетков, А. Кырлежев, С. Липкин, И. Лиснянская, Ю. Малецкий, А. Мень, Л. Пияшева, Г. Плисецкий, Г. Померанц, Е. Попов, С. Рассадин, О. Седакова, Слава Сергеев, Е. Федоров, М. Харитонов, О. Чухонцев, М. Эпштейн, С. Юрский и многие другие. На его страницах читатель встречает имена известных современных представителей западной культуры – митр. Антония (Блума), Ж. Нивы, В. Страды, Р. Джексона, А. Михника, О. Клемана, А. Шмемана, Х. Яннараса и многих др.
Современный «Континент» – журнал русской христианской демократии; журнал аналитической экспертизы.
Своих читателей «Континент» видит и находит среди мыслящих и ищущих людей в России и за ее пределами, – людей веры, людей чести, людей долга.
Главный редактор — Игорь Виноградов.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/continent/ (Архив 1998 года)
| Наша цель – отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение
«Арион» – журнал поэзии.
| Журнал поэзии «Арион» издается с 1994 года. Это первый и на сегодняшний день единственный в стране «толстый» поэтический журнал.
Не будучи связанным ни с какой отдельной поэтической группой и не отдавая заведомого предпочтения той или иной творческой манере, журнал поставил своей целью «отразить в лучших образцах все многообразие современной русской поэзии, запечатлеть ее движение». И действительно, за время своего существования «Арион» успел стать чем-то вроде «зеркала» русского поэтического слова. Сегодня он занимает прочное место в культурной жизни страны и пользуется широкой известностью у поэтов и любителей поэзии не только в России, но и далеко за ее пределами – всюду, где пишут и читают русские стихи. По итогам ежегодных рейтингов он неизменно входит в число лучших литературно-художественных журналов страны.
Пожалуй, сегодня не найти ни одного крупного поэта России и русского зарубежья, чьи новые стихи не появлялись бы на страницах «Ариона»: О. Чухонцев и Е. Рейн, Е. Евтушенко и Б. Ахмадулина, А. Вознесенский и Г. Сапгир, И. Шкляревский и А. Межиров, Т. Бек и С. Гандлевский, Т. Кибиров и Л. Рубинштейн, О. Седакова и Б. Кенжеев, А. Кушнер и И. Лиснянская – представители всех творческих поколений, всех стихотворных школ – от традиционалистов до авангардистов, известные мастера и совсем молодые стихотворцы.
«Арион» публикует не только стихи. На его страницах из номера в номер идет разговор о проблемах современной поэзии, ее прошлом, ее будущем. Свои взгляды излагают представители разных точек зрения и литературных направлений. Значительное место уделяется недавней и более отдаленной истории русского поэтического слова. Публикуются также творческие портреты поэтов старшего и нового поколений, воспоминания, критические обзоры, неизвестные стихи и документы.
Со дня своего основания журнал поэзии «Арион» издается исключительно на благотворительные взносы коммерческих организаций и частных лиц.
Главный редактор журнала – Алексей Алехин.
Интернет-версия журнала https://magazines.russ.ru/arion/ (Архив с 1995 года).
В заключение обзора хочется сказать, что отсутствие подписки на издания вовсе не исключает возможность работы с ними.
Литературно-художественные журналы предполагают в своём читателе особый интерес к художественной литературе и литературному процессу. Современный библиотекарь должен больше интересоваться качественной литературой, понимать ее значение в масштабе культурного развития нашей страны и привлекать к ней внимание своих читателей. И если вы хотите знать, что актуально в сегодняшней литературе, и что будет актуально для широкой публики завтра и послезавтра, читайте именно журналы.
|
|
|
| | | |
|