Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора






Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.

I. Литература как учебный предмет
Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников. Очень важны радостный, творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к классу, которое непременно передастся детям.
После знакомства учитель может спросить:
— Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?
Уроки чтения, литературного чтения.
— Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?
Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.
— На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?
Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:
Литература (лат.) — «написанное».
Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

II. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Чтение статьи учебника, беседа
В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 4)
— Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?
Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.
Читаем вслух статью учебника (с. 3—5). Начать чтение может учитель, продолжат ученики.
Сразу учим детей работать со сносками.
Следующий вопрос потребует мобилизовать знания детей, их умение работать со сносками:
— Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.
— Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?
На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.
Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло).
На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.
— Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?
— Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения?
Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.
— Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?
Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника.
Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.
— Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?

III. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
— Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой.
Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой. Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью класса и слегка корректировать ответы учеников. Если класс недостаточно активен, поможем детям вопросами:
— С чего начинается знакомство с книгой?
Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.
Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.
Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских 2 художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.
Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.
— Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.
Авторы-составители учебника по литературе для 5 класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подобрали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Ю. В. Христич, И. И. Пчелко и другие оформили учебник. Редактор организовал всю работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.
— Нравится ли вам внешний вид учебника?
— Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?
В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.
Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
— В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?
Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.
— Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.
В связи с тем что существуют разные программы по чтению для начальной школы, ответы детей даже в разных классах одной школы могут быть разными.
— Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?
Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.
Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).
— Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже прочитали. Теперь прочитаем, что говорят об учении русские пословицы (2-й вопрос рубрики «Обогащаем устную речь», с. 6).
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Приведенные в учебнике пословицы говорят о важности учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.
При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».
«Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.
Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.
«Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.
«Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.
Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.
Домашнее задание
Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ.
Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.

 

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Цель: познакомить с понятием «фольклор», развивать речь учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, презентация

I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ Ученье — красота, неученье — простота. Чему учился, тому и пригодился. Наука — верней золотой поруки.  

II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:

Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание. (Слайд 1)

III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора Слайд 2
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку Да на веселую страду...

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит: — Я найду, усыплю. Дрема-то говорит: — Я найду, усыплю.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки!..

Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — книзу, А дитя — кверху.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

* — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

* Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. * Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.  

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога.  

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени?  

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. Добры бобры Идут в боры. * Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: Ха! ха! ха! ха! ха!  

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

* Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. * Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.  

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

Цель: познакомиться с видами сказок, научить определят вид сказки.

Оборудование: презентация, проектор, экран.

I. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
— Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых старú нами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
— Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
— Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
— Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
— Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
— Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
— Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8—10).
Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором).


Тема: Сказка «Царевна-лягушка»

Цель: прочитать сказку, учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Оборудование: фонохрестоматия, компьютер

Ход урока.

I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
— Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

II. «Царевна-лягушка»
— Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
Слушаем сказку (фонохрестоматия) «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова Чтение полного текста сказки занимает 18—20 минут.
Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
Подготовить ответы на 2—3-й вопросы (с. 26).

 

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы.

Цель: научить делить героев на положительных и отрицательных; объяснить роль животных в сказке; работать над связной речью учащихся.

Ход урока.

I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13).
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят.

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).

Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

III. Самостоятельная работа
— Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам...

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик.

Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал