Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль
I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого дети уже читали в школе, о каких произведениях для взрослых они слышали и что знают о жизни писателя. Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне. Свяжем воедино то, что дети уже знают, с новой информацией о великом писателе. Учитель может рассказать о Толстом, отобрав факты, которые будут интересны детям. Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике (с. 248—249). Дети прочитают статью, а учитель сделает необходимые комментарии. 23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали. В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой. — Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого? Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ). Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль. — Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»? — Как вы думаете, что такое рассказ-быль? Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни. Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» (с. 249—251). Возможен и другой подход к этой работе: узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением.
II. «Кавказский пленник». Комментированное чтение Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще. Рассказ начинает читать учитель. Если рассказ И. С. Тургенева «Муму» должен быть целиком прочитан учителем, то рассказ Толстого может и должен прозвучать в чтении ребят после того, как они самостоятельно дочитают его дома. Учитель начинает, давая образец выразительного чтения рассказа. Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы ученикам. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.
Домашнее задание Дочитать рассказ до конца.
Данная страница нарушает авторские права?
|