Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор
I. Артикуляционная разминка
II. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности С творчеством А. П. Чехова ученики встречаются впервые. Постараемся сделать так, чтобы первая встреча пробудила в них желание читать рассказы этого писателя. Уже в начале XX века жизнь Чехова воспринималась как легенда. Расскажем детям, что к моменту рождения Чехова как писателя русская литература уже была одной из самых великих литератур мира, уже Толстой, Достоевский, Тургенев и другие писатели создали свои лучшие произведения, прославившие Россию. Они описывали закономерности мира, движения человеческой души, но юмора и смеха в русской литературе было очень мало. С появлением Чехова со страниц журналов во весь голос зазвучал веселый, яркий, заразительный смех. Читатели сразу обратили внимание на нового юмориста. А потом, когда рассказы вышли отдельной книгой, дополняя и усиливая друг друга, стало ясно, что родился не просто фельетонист, а настоящий талантливый писатель. Прочитаем эпиграф к главе о Чехове: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л. Н. Толстой). — Значит, по мнению Толстого, в произведения Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это слово? Прежде чем вчитаться в произведения Чехова, прочитаем о нем самом. В учебнике дана достаточно объемная статья, содержащая все необходимые для пятиклассников сведения о Чехове (с. 279—281). Прочитаем ее и выделим вопросы: — Какими талантами обладали А. П. Чехов, его братья и сестра? Как Чехов относился к чтению? (1-й вопрос, с. 281.) Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был артистический талант. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай — художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана — талант педагога, у сестры Марии — художественные способности. К чтению Антон Павлович Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы. В «Справочных материалах» учебника есть очерк «Город Таганрог» (с. 305) и фотографии мест, связанных с детством Чехова (с. 306): они помогут представить детям обстановку, в которой рос писатель.
III. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор Сначала объясним детям некоторые реалии, о которых идет речь в тексте. Земская больница — это больница, организованная земством. Земство — орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 г. в губерниях и уездах (по-современному — в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, в больницах — один врач. Фельдшер — помощник врача, человек со средним медицинским образованием. Дьячок — низший чин служителя в православной церкви, причетник, псаломщик. Фамилия «Вонмигласов» происходит от восклицания «Вонмем», повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии давались ученикам в семинариях. Ученикам непонятны многие реалии, иногда отторжение вызывает сама «стоматологическая» тема. Учитель читает рассказ, проявляя все свои артистические способности: только так можно будет «заразить» учеников творчеством Чехова.
Беседа После чтения выясняем, как ученики поняли сюжет рассказа. У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдшер не сумел удалить больной зуб. — Что же смешного в таком рассказе? Поработаем с текстом рассказа. — Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты? Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы — люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов. — О чем нам говорит фамилия фельдшера — Курятин? Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом курятина. Есть такое обидное прозвище курицын сын, т. е. глупый и трусливый человек. — Какими предстают перед нами фельдшер и больной? И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера. — Прочитайте реплики фельдшера и описание его действий. О чем говорит герой и что хочет сказать нам автор? Фельдшер говорит: «Хирургия — пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. Автор дает читателям понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело и храбрится перед операцией. Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент, и он выбирает инструмент наугад. На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается и препирается с пациентом. Фельдшер в этом рассказе — человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело. — Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову. — О какой хирургии рассказывает Чехов? Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача. — Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов к рассказу на с. 284 учебника. Что отразилось в рисунке знаменитых художников? Художники обратили внимание на характеры героев. Они передали страх дьячка перед операцией и ложную самоуверенность Курятина, который выбирает инструмент для удаления зуба.
Выразительное чтение рассказа по ролям Дети с удовольствием читают этот рассказ по ролям, при этом проявляя порой истинный артистический талант.
Домашнее задание Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия».
Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».
|