Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первоначальные представления об органических веществах
(8 часов)
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен, ацетилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации
· Образцы нефти и каменного угля.
· Модели молекул органических веществ.
· Обесцвечивание бромной воды ненасыщенным углеводородом.
· Горение паров спирта.
· Реакции уксусной кислоты.
Лабораторные опыты
· Изготовление моделей молекул углеводородов.
· Реакция крахмала с йодом.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (3 часа)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность.
РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 15 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
Знать/понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Уметь
· называть: химические элементы, соединения изученных классов неорганических веществ; элементы-органогены, важнейшие органические соединения, функциональные гидроксильную, карбоксильную и аминогруппы;
· записывать: символы химических элементов,
· описывать: явления, сопровождающие химические реакции;
· приводить примеры металлических и неметаллических элементов, простых и сложных веществ, химических явлений в природе и быту; примеры использования органических соединений;
· объяснять: физический смысл Периодического Закона, атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической Системе Д.И. Менделеева; принцип расположения химических элементов в короткопериодном и длиннопериодном варианте Периодической Системы Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической Системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; состав, структуру, физические и химические свойства метана, этилена, ацетилена, этанола, глицерина, уксусной, аминоуксусной кислот, жиров, углеводов, белков;
· анализировать информацию, заложенную в Периодической Системе и использовать ее для характеристики химического элемента;
· определять: качественный и количественный состав веществ по химической формуле, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической Системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; молекулярные, структурные формулы метана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной кислоты, молекулярные формулы аминоуксусной, стеариновой кислот, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы;
· устанавливать генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических соединений;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; определять опытным путем глюкозу, крахмал,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
Учебно-тематический план
Класс
№ темы
| Тема
| Кол-во
часов
| Формы контроля
| Тема 1.
| Введение
|
| Текущий контроль
Практических работ – 1
| Тема 2.
| Начальные химические понятия
|
| Текущий контроль
Контрольных работ – 1
Практических работ – 2
| Тема 3.
| Простые вещества
|
| Текущий контроль
Практических работ – 1
| Тема 4.
| Количество вещества
|
| Текущий контроль
Контрольных работ – 1
|
| Резерв
|
|
|
| ИТОГО
|
| Практических работ – 4
Контрольных работ – 2
| Учебно-тематический план
Класс
№ темы
| Тема
| Кол-во
часов
| Формы контроля
| Тема 1.
| Повторение вопросов курса химии 7 класса
|
| Текущий контроль
| Тема 2.
| Строение атома. Периодический Закон и Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева
|
| Текущий контроль
Контрольных работ – 1
| Тема 3.
| Химическая связь и строение вещества
|
| Текущий контроль
| Тема 4.
| Основные классы неорганических соединений
|
| Текущий контроль
Контрольных работ – 2
Практических работ – 3
| Тема 5.
| Растворы
|
| Текущий контроль
Практических работ – 1
Контрольных работ – 1
|
| Резерв
|
|
|
| ИТОГО
|
| Практических работ – 4
Контрольных работ – 4
| Учебно-тематический план
Класс
№ темы
| Тема
| Кол-во
часов
| Формы контроля
| Тема 1.
| Повторение вопросов курса химии 8 класса
|
| Текущий контроль
| Тема 2.
| Закономерности протекания химических реакций
|
| Текущий контроль
| Тема 3.
| Электролитическая диссоциация
|
| Текущий контроль
Практических работ – 1
Контрольных работ – 1
| Тема 4.
| Неметаллы и их соединения
|
| Текущий контроль
Практических работ – 2
Контрольных работ – 1
| Тема 5.
| Металлы и их соединения
|
| Текущий контроль
Практических работ– 1
Контрольных работ – 1
| Тема 6.
| Первоначальные понятия об органических веществах
|
| Текущий контроль
| Тема 7.
| Химия и жизнь. Обобщение знаний по химии за курс средней школы.
|
| Контрольная работа – 1
|
| Резерв
|
| |
| ИТОГО
|
| Практических работ – 4
Контрольных работ – 4
|
Содержание учебной дисциплины
7 класс
Кол-во часов
| Содержание темы (раздела)
|
| ВВЕДЕНИЕ
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Основные задачи современной химической науки.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Химия в древнем мире. Период алхимии. Становление современной химии. Роль русских ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева.
Правила работы в школьном кабинете химии. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с химическими веществами.
Демонстрации:
1. «Дым без огня».
2. «Химический вулкан».
3. Образцы химической посуды.
4. Сборка лабораторного штатива.
5. Образцы химических реактивов.
6. Приемы обращения со спиртовкой.
Практические работы:
1. Правила безопасного поведения и работы в школьном кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и химической посудой. Строение пламени.
|
| НАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Физические тела, материалы, вещества и их свойства. Вещества природного и искусственного происхождения. Физические явления. Физические свойства веществ и их описание. Агрегатное состояние веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Химические явления. Понятие о химической реакции. Признаки химических реакций. Отличие химических реакций от физических явлений.
Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: действие магнита, отстаивание и декантация, фильтрование, выпаривание, перегонка.
Атом, его состав. Химические элементы. Символы химических элементов и их название. Различие понятий атом и химический элемент. Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева. Понятия о периодах и группах элементов, главных и побочных подгруппах, малых и больших периодах. Периодическая Система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Распространенность химических элементов в природе.
Атомная единица массы. Абсолютная (истинная) и относительная атомная масса элемента.
Атом и его строение. Электрон, его заряд и масса. Атомное ядро. Протоны и нейтроны (нуклоны) – их заряды и массы. Заряд ядра. Понятие о массовом числе, нуклидах. Определение количество электронов, протонов, нейтронов и заряда ядра атома. Ионы. Образование катионов и анионов из атомов. Молекулы.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы, их расположение в Периодической Системе. Различия в физических свойствах металлов и неметаллов. Сложные вещества. Классификация сложных веществ на неорганические и органические. Вещества атомного, ионного, молекулярного строения. Понятие о кристаллической решетке.
Химические формулы веществ. Индексы и коэффициенты. Количественный и качественный состав вещества. Формульная единица вещества. Закон постоянства состава вещества. Валентность. Составление формул бинарных соединений по валентности химических элементов. Определение валентности элементов по химической формуле.
Расчеты по химическим формулам. Относительная молекулярная и формульная масса вещества. Массовая доля элемента в веществе.
Закон сохранения массы веществ, его значение. Расчеты при помощи закона сохранения массы.
Схема химической реакции. Химические уравнения.
Демонстрации:
1. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение медного купороса в воде.
2. Примеры химических явлений: а) горение магния или фосфора; б) взаимодействие уксусной кислоты с мрамором или мелом; в) образование осадка нерастворимого основания; г) растворение нерастворимого основания в кислотах; д) действие индикаторов на кислоты и щелочи.
3. Разделение смесей при помощи: а) действия магнита; б) отстаивания и декантации; в) фильтрования; г) выпаривания; д) перегонки.
4. Образцы металлов и неметаллов.
5. Образцы органических и неорганических веществ.
Лабораторные опыты:
1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
5. Замещение меди в растворе медного купороса железом.
Практические работы:
2.Изучение физических и химических явлений.
3.Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи:
1. Расчет относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Расчет массовой доли химического элемента в сложном веществе по его формуле.
3. Вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав.
4. Расчет масс реагентов и продуктов реакции по закону сохранения массы.
|
| ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
Кислород как химический элемент. Различие понятий элемент и простое вещество. Физические свойства простого вещества кислорода. Превращение кислорода в озон. Физические свойства озона. Явление аллотропии. Круговорот кислорода в природе. Проблема чистого воздуха. История открытия кислорода. Лабораторные способы получения и собирания кислорода. Реакции разложения. Катализаторы. Получение кислорода в промышленности. Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Обнаружение кислорода. Реакции кислорода со сложными веществами (на примере метана). Горение и медленное окисление. Реакции соединения. Оксиды. Химические формулы оксидов и их названия. Классификация оксидов по агрегатному состоянию, применение оксидов.
Водород как химический элемент. Физические свойства водорода. Распространение водорода на планете Земля и во Вселенной. Применение водорода. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории. Аппарат Киппа. Реакции замещения. Получение водорода в промышленности электролизом воды. Понятие о химических реакциях, протекающих под действием электрического тока. Химические свойства водорода. Реакции с неметаллами – образование летучих водородных соединений. Гидриды – бинарные соединения водорода с металлами. Реакции водорода с оксидами металлов.
Демонстрации:
1. Получение кислорода из пероксида водорода.
2. Собирание кислорода вытеснением воды и воздуха.
3. Обнаружение кислорода.
4.Сжигание фосфора, угля, серы, железа в воздухе и кислороде.
5. Образцы оксидов.
6. Получение водорода в аппарате Киппа.
7. Собирание водорода вытеснением воды и воздуха.
8. Обнаружение водорода.
Практические работы:
4. Получение кислорода из пероксида водорода и доказательство его наличия.
5.*Восстановление оксида меди (II) водородом.
*– практическая работа проводится по усмотрению учителя.
|
| КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА
Физическая величина – количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Постоянная Авогадро – число структурных частиц в 1 моль вещества. Молярная масса вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газов. Плотность и относительная плотность газов. Средняя молярная масса воздуха.
Демонстрации:
1. Образцы различных веществ, количеством вещества 1 моль.
2. Воздушные шары, заполненные водородом и углекислым газом как пример легких и тяжелых газов.
Расчетные задачи:
1. Расчет количества вещества и количества частиц при помощи постоянной Авогадро.
2. Расчет массы вещества, количества вещества, молярной массы вещества.
3. Расчет объема вещества.
4. Расчет плотности газов по значению молярной массы и молярного объема газа.
5. Расчет относительной плотности газов.
| 8 класс
Кол-во часов
| Содержание темы (раздела)
|
| ПОВТОРЕНИЕ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 7 КЛАССА
Металлы и неметаллы. Простые и сложные вещества.
Химические формулы. Химические реакции. Химические уравнения. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов.
|
| СТРОЕНИЕ АТОМА. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атома: масса атома и атомного ядра, масса и заряд электрона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Современная модель устройства атома.
Состав атомных ядер: нуклоны – протоны и нейтроны. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы: стабильные и радиоактивные. Изотопы водорода. Понятие о радиоактивности. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Относительная атомная масса элемента как средняя масса природных изотопов элемента.
Состояние электронов в атоме. Понятие об орбиталях. Формы атомных орбиталей в пространстве. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1–20 Периодической Системы Д.И. Менделеева. Энергетические уровни и подуровни. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Принцип Паули. Правило Хунда.
Исторические способы классификации элементов. Открытие Периодического Закона. Современная формулировка Периодического Закона. Периодический Закон Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Структура Периодической Системы: группы (главные и побочные), периоды (большие и малые). Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической Системы. Понятие об s-, p-, d-, f-элементах. Понятие о лантаноидах и актиноидах. Понятие о семействах элементов на примере щелочных металлов и галогенов. Зависимость свойств элементов от их строения атома. Взаимосвязь между размещением элементов в Периодической Системе и свойствами элементов, простых веществ, оксидов, летучих водородных соединений. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
1. Модели атомов химических элементов.
2. Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева (короткопериодный и длиннопериодный вариант).
3. Образцы щелочных металлов и их взаимодействие с водой.
Расчетные задачи:
Определение элемента по массовой доле в его оксиде или летучем водородном соединении.
|
| ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ И СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Электронная природа химической связи. Понятие об электроотрицательности. Ковалентная связь: образование ковалентной связи между атомами неметаллов. Общая электронная пара. Полярная и неполярная ковалентная связь. Основные характеристики химической связи: длина, полярность, энергия химической связи. Электронные и структурные формулы веществ.
Ионная связь. Образование ионов из нейтральных атомов. Катионы и анионы. Образование ионной связи.
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. Атомные, молекулярные и ионные кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа строения кристаллической решетки.
Демонстрации:
1. Модели кристаллических решеток.
Лабораторные опыты:
1. Сравнение физических свойств веществ различного типа строения.
|
| ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Основные классы неорганических соединений: оксиды, гидраты оксидов (кислоты и основания), соли. Степень окисления. Определение степени окисления элементов в сложных веществах.
Оксиды. Номенклатура оксидов. Физические свойства оксидов. Классификация оксидов: кислотные, основные, амфотерные.
Кислоты. Номенклатура кислот (химические и тривиальные названия). Понятие о кислотном остатке. Классификация кислот: по наличию атомов кислорода в составе; по основности.
Основания. Номенклатура оснований. Понятие о гидроксильной группе. Классификация оснований по растворимости. Щелочи.
Соли. Номенклатура солей. Классификация солей: средние, кислые, основные.
Химические свойства оксидов. Реакции оксидов с водой. Реакции оксидов друг с другом. Понятие о солеобразующих оксидах. Применение оксидов.
Химические свойства кислот. Понятие об индикаторах. Действие кислот на индикаторы. Реакции кислот с металлами. Понятие о ряде активности металлов. Реакции кислот с основными оксидами и основаниями. Реакция нейтрализации. Правила работы с кислотами и правила первой помощи при химическом ожоге кислотой. Кислоты в природе. Применение кислот.
Химические свойства оснований. Действие щелочей на индикаторы. Реакции оснований с кислотными оксидами и кислотами. Правила работы с едкими щелочами и правила первой помощи при химическом ожоге щелочью.
Нерастворимые основания. Реакции нерастворимых оснований с кислотами. Термическое разложение нерастворимых оснований.
Амфотерные оксиды и гидроксиды (на примерах соединений цинка и алюминия). Понятие об условном делении элементов на металл-неметалл.
Химические свойства солей. Реакции солей с металлами, щелочами, кислотами, друг с другом. Термическое разложение карбонатов, сульфитов, сульфатов. Правила работы с ядовитыми веществами и правила первой помощи при отравлении химическим веществом.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Способы получения основных классов неорганических соединений.
Демонстрации:
1. Образцы оксидов.
2. Образцы кислот.
3. Образцы оснований.
4. Образцы солей.
5. Образование сернистой кислоты при растворении сернистого газа в воде.
6. Доказательство наличия кислот в фруктах.
7. Амфотерность соединений цинка или алюминия.
Лабораторные опыты:
1. Действие кислот на индикаторы.
2. Реакции кислот с металлами.
3. Реакция нейтрализации.
4. Действие щелочей на индикаторы.
5. Получение нерастворимого основания.
6. Термическое разложение гидроксида меди (II).
7. Реакция солей с металлами.
8. Реакция солей с кислотами.
9. Реакция солей друг с другом.
Практические работы:
1. Изучение свойств неорганических соединений.
2. Синтез неорганического вещества.
3. Решение экспериментальных задач.
Расчетные задачи:
1. Задачи на определение количества вещества, массы, объема веществ вступивших в реакцию или образовавшихся в результате реакции, если известны количество вещества, масса или объем одного из участников реакции.
2. Задачи на смеси веществ, в которых одно вещество не участвует в реакции.
|
| РАСТВОРЫ
Раствор и его компоненты. Значение растворов для жизни человека. Классификация растворов: истинные, коллоидные, грубодисперсные смеси. Эффект Тиндаля. Растворяемые вещества и растворители. Полярные и неполярные растворители. Вода как полярный растворитель. Строение молекулы воды. Понятие о водородной связи. Аномальные свойства воды.
Процесс растворения – физико-химический процесс. Гидратация. Понятие о кристаллогидратах. Тепловые явления при растворении веществ.
Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Кривые растворимости.
Разбавленные и концентрированные растворы. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения концентрация растворенного вещества в растворе. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление растворов.
Демонстрации:
1. Образцы истинного, коллоидного растворов и грубодисперсной смеси.
2. Эффект Тиндаля.
3. Различная растворимость веществ в воде.
4. Образцы кристаллогидратов.
5. Тепловые явления при растворении.
6. Сравнение растворения подсолнечного масла в воде и бензине.
Практические работы:
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой концентрацией.
Расчетные задачи:
1. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе, массы раствора, растворителя, растворяемого вещества.
2. Приготовление растворов из кристаллогидратов.
| 9 класс
Кол-во часов
| Содержание темы (раздела)
|
| ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Периодический Закон и Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь. Свойства основных классов неорганических соединений.
|
| ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Классификация химических реакций по различным признакам. Классификация по реагентам и продуктам: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Свойства простых и сложных веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. Значение окислительно-восстановительных реакций для живых организмов.
Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, степень измельчения, температура, катализатор, концентрация. Понятие о молярной концентрации вещества.
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: концентрация, давление, температура.
Демонстрации:
1. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
2. Окислительно-восстановительные реакции.
3. Горение магния.
4. Влияние на скорость реакции природы вещества, степени измельчения, температуры, катализаторов, концентрации.
Расчетные задачи:
1. Задачи с применением термохимических уравнений.
2. Определение скорости химической реакции.
|
| ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Электролиты и неэлектролиты. Понятие об электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах. Катионы и анионы.
Степень диссоциации. Сила электролитов в водных растворах.
Реакции ионного обмена в водных растворах: с образованием малодиссоциирующего вещества – воды, с образованием газа, осадка.
Гидролиз солей в водных растворах.
Демонстрации:
1. Электропроводность растворов различных веществ.
Лабораторные опыты:
1. Реакция ионного обмена с образованием воды.
2. Реакция ионного обмена с образованием осадка.
3. Реакция ионного обмена с образованием газа.
4. Гидролиз по катиону и аниону.
Практические работы:
1. Реакции ионного обмена.
Расчетные задачи:
1. Определение степени диссоциации электролита.
|
| НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Общая характеристика неметаллов по положению в Периодической Системе и строению атома. Неметаллы как окислители.
Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Нахождение в природе и физические свойства. Химические свойства водорода: реакции с неметаллами и металлами. Реакции водорода с оксидами металлов. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода.
Объемная доля компонента в газовой смеси.
Галогены. Общая характеристика галогенов по положению в Периодической Системе и строению атома.
Хлор. Строение молекулы. Нахождение в природе и физические свойства. Получение хлора в лаборатории и промышленности. Реакции хлора с металлами и неметаллами. Хлорная вода. Хлорирование воды. Токсичность хлора.
Хлороводород. Строение молекулы. Получение в лаборатории и промышленности. Физические свойства хлороводорода. Соляная кислота. Физические свойства. Реакции соляной кислоты с индикаторами, металлами, оксидами металлов, основаниями, солями других кислот. Понятие о качественных реакциях. Качественная реакция на хлорид-ион.
Бром и иод. Физические свойства. Способность иода к сублимации. Реакции с металлами и неметаллами. Бромная и иодная вода. Нахождение в природе и применение. Вытеснение галогенов друг другом из растворов солей.
Фтор. Отличие фтора от других галогенов. Реакции фтора с водородом, кислородом, металлами, водой.
Сера. Аллотропия серы: ромбическая, пластическая и моноклинная сера. Сера в природе. Физические свойства ромбической серы. Химические свойства серы: реакции с металлами и неметаллами. Применение серы.
Сероводород. Строение молекулы. Получение сероводорода в лаборатории. Физические свойства сероводорода. Горение сероводорода. Сероводородная кислота. Качественная реакция на сульфид-ион. Токсичность сероводорода.
Оксиды серы. Сернистый газ и серный ангидрид – строение молекул и физические свойства. Методы получения оксидов серы. Кислотный характер оксидов: реакции с водой и щелочами.
Серная кислота. Строение молекулы и физические свойства. Специфические свойства концентрированной серной кислоты: реакции с металлами, пассивация металлов, обугливание органических веществ. Серная кислота как окислитель. Свойства разбавленного раствора серной кислоты: действие на индикаторы, реакции с металлами, оксидами, основаниями, солями других кислот. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты и ее солей. Производство серной кислоты.
Азот. Строение молекулы. Нахождение в природе и физические свойства азота. Прочность связи в молекуле азота. Реакции азота с кислородом, водородом, литием.
Аммиак. Строение молекулы. Методы получения в лаборатории и промышленности. Физические свойства аммиака. Щелочной характер водного раствора аммиака. Образование катиона аммония в водном растворе. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
Соли аммония. Получение солей аммония. Разложение солей аммония при нагревании. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Оксиды азота (II) и (IV) – строение молекул. Получение оксидов. Физические свойства.
Азотная кислота. Строение молекулы и физические свойства. Получение азотной кислоты. Специфическое взаимодействие азотной кислоты с металлами. Азотная кислота как окислитель. Реакции азотной кислоты с оксидами, основаниями, солями других кислот. Качественная реакция на нитрат-ион. Нитраты. Термическое разложение нитратов. Применение азотной кислоты и нитратов. Производство азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Строение белого, красного, черного фосфора. Нахождение в природе и физические свойства. Методы получения фосфора. Химические свойства: реакции с кислородом и металлами. Значение фосфора для жизнедеятельности человека.
Оксид фосфора (V). Строение молекулы. Кислотный характер оксида.
Ортофосфорная кислота. Строение молекулы. Физические свойства. Химические свойства ортофосфорной кислоты: действие на индикаторы, реакции с металлами, оксидами, основаниями, солями других кислот. Образование кислых солей ортофосфорной кислоты. Качественная реакция на ортофосфат-ион. Применение фосфорной кислоты и ортофосфатов. Минеральные удобрения.
Углерод. Аллотропия углерода: строение алмаза и графита, их физические свойства. Фуллерены. Нахождение в природе. Реакции углерода с водородом, кислородом, металлами. Понятие об абсорбции. Применение графита, алмаза, фуллеренов.
Оксиды углерода (II) и (IV). Угарный газ: строение молекулы, получение, физические свойства. Угарный газ как восстановитель. Токсичность угарного газа. Углекислый газ: строение молекулы, получение, физические свойства. Взаимодействие углекислого газа с водой, оксидами и гидроксидами металлов. Применение углекислого газа.
Угольная кислота. Строение молекулы, физические свойства. Соли угольной кислоты. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов. Применение солей угольной кислоты. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Нахождение в природе, физические свойства. Реакции кремния с кислородом и металлами. Применение кремния.
Оксид кремния (IV). Нахождение в природе и физические свойства. Реакции оксида с щелочами.
Кремниевая кислота. Полимерное строение кремниевой кислоты. Физические свойства. Силикаты. Качественная реакция на силикат-ион. Силикатная промышленность: керамика и стекло.
Демонстрации:
1. Получение водорода и проверка его на чистоту.
2. Взрыв гремучего газа.
3. Образцы хлора, брома, иода.
4. Переход ромбической серы в пластическую.
5. Получение сернистого газа и растворение его в воде, доказательство кислотного характера полученного раствора.
6. «Аммиачный фонтан».
7. «Дым без огня».
8. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
9. Горение уголька в расплаве нитрат калия.
10. Образцы минеральных удобрений.
11. Реакция оксида фосфора (V) с водой.
12. Получение углекислого газа в аппарате Киппа.
13. «Силикатный сад».
14. Образцы керамики и стекла.
Лабораторные опыты:
1. Качественная реакция на хлорид-ион.
2. Качественная реакция на сульфат-ион.
3. Качественная реакция на ион аммония.
4. Качественная реакция на ортофосфат-ион.
5. Качественная реакция на карбонат-ион.
6. Качественная реакция на силикат-ион.
Практические работы:
1. Получение газов (водорода, аммиака, углекислого газа) и изучение их свойств.
2. Экспериментальные задачи по теме «Неметаллы и их соединения».
Расчетные задачи:
1. Расчет объемной доли компонента газовой смеси.
2. Задачи с применением понятия «избыток-недостаток» одного из реагентов.
3. Задачи на выход продукта реакции.
|
| МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Положение металлов в Периодической Системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: восстановление металлических руд, электролиз. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Щелочные металлы. Строение атомов Металлы в природе. Общие способы их получения. Физические и химические свойства: реакции с неметаллами, водой, кислотами. Пероксиды. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение. Калийные удобрения.
Магний и щелочноземельные металлы. Строение атомов. Нахождение в природе. Простые Физические и химические свойства: реакции с неметаллами, водой, кислотами. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение. Понятие о жесткости воды. Идентификация щелочных и щелочноземельных металлов по окраске пламени.
Алюминий. Строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Железо как d-элемент. Нахождение в природе. Физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+: Осаждение щелочами, реакция с роданид ионом и гексацианоферратами. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе. Применение соединений железа.
Демонстрации:
1. Модели кристаллических решеток металлов.
2. Образцы металлов и сплавов.
3. Образцы щелочных металлов.
4. Сравнение реакционной активности лития и натрия при реакции с водой.
5. Горение лития.
6. Окраска пламени ионами щелочных и щелочноземельных металлов.
7. Взаимодействие магния и кальция с водой.
8. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторные опыты:
1. Реакции металлов с растворами кислот и солей.
2. Ознакомление с природными соединениями металлов.
3. Получение гидроксида алюминия (цинка) и доказательство его амфотерности.
4. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Практические работы:
1. Экспериментальные задачи по теме «металлы и их соединения».
Расчетные задачи:
1. Задачи на расчет массы или объема реагентов/продуктов реакции, содержащих примеси.
|
| ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Углеводороды.
Метан и этан: строение молекул. Понятие о насыщенных углеводородах. Горение метана и этана. Хлорирование метана. Применение метана.
Этилен и ацетилен. Понятие о ненасыщенных углеводородах. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. Горение этилена и ацетилена. Реакции полимеризации этилена. Применение этилена и ацетилена.
Метанол и этанол – представители спиртов: физические свойства, горение, реакции с галогеноводородами.
Уксусная кислота. Действие на индикаторы, реакции с металлами и щелочами. Органические кислоты в природе. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Понятие о жирах.
Понятие об углеводах. Глюкоза. Образование глюкозы в процессе фотосинтеза. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Понятие об аминокислотах и белках.
Демонстрации:
1. Образцы нефти и каменного угля.
2. Модели молекул органических веществ.
3. Обесцвечивание бромной воды ненасыщенным углеводородом.
4. Горение паров спирта.
5. Реакции уксусной кислоты.
Лабораторные опыты:
1. Изготовление моделей молекул органических веществ.
2. Реакция крахмала с иодом.
|
| ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность.
|
| Экскурсии
| Ученик/ученица:
Выявляет отношение и оценивает: проявления химических явлений и процессов, наблюдаемых во время экскурсий.
| ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ХИМИИ
1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся должна быть плановой, систематической, целенаправленной, квалифицированной, многосторонней, дифференцированной, интенсивной, четко организованной, результативной.
2. С целью более глубокого изучения состояния обучения и воспитания используются следующие виды контроля:
· предварительный;
· текущий;
· тематический;
· персональный
· фронтальный;
· итоговый.
3. Во время контроля используются различные методы:
· Беседа;
· Наблюдение;
· Устные и письменные опросы;
· Практические и лабораторные работы;
· Тестирование;
· защита рефератов, презентаций, творческих работ;
· Контрольная работа, зачет.
Зачетная работа предполагает самостоятельную подготовку учащихся по заранее объявленным элементам контроля. Зачетная работа может выполняться как в устной, так и в письменной форме.
4. Перед проведением контролирующего мероприятия учащиеся в обязательном порядке должны быть ознакомлены с требованиями учебных достижений (элементами контроля). При этом учитель должен провести обобщающее повторение по этим элементам.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ ПО ХИМИИ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
При оценивании ответа необходимо учитывать владение учащимся материалом текущей темы и использование знаний, умений и навыков ранее изученного материала на основании устного или письменного ответа учащегося.
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Допускается одна-две несущественные ошибки, которые учащийся самостоятельно исправляет в ходе ответа.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, учащийся владеет материалом текущей темы и пройденного материала, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Оценка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом правил безопасности жизнедеятельности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.
Оценка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Допущены одна-две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна-две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о практической работе.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, не оформлен письменный отчет о проведении работы.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка«5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
При оценивании решения расчетных задач необходимо учитывать владение знаниями теоретического и практического материала, умениями и навыками его использования для составления плана решения задачи и выполнения упражнений.
Оценка «5»: правильно понято задание, составлен алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логике рассуждения и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Оценка «3»: задание понято правильно, в логике рассуждения нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логике рассуждения и решении.
Оценка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка«4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Оценка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10–15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20–30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
· нет ошибок – оценка «5»;
· одна ошибка – оценка «4»;
· две ошибки – оценка «3»;
· три ошибки – оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
· 25–30 правильных ответов – оценка «5»;
· 19–24 правильных ответов – оценка «4»;
· 13–18 правильных ответов – оценка «3»;
· менее 12 правильных ответов – оценка «2».
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
· соблюдение требований к его оформлению;
· необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
· умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
· способность учащегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.
При несогласии учащегося с оценкой, полученной на контрольном мероприятии, он имеет право повысить ее до выставления итоговой оценки за тему. При этом учитель должен обеспечить проверку уровня усвоения тех элементов контроля, по которым учащийся обнаружил недостаточно прочные знания.
Итоговая оценка за тему, семестр, учебный год определяется как среднее арифметическое текущих оценок. Итоговая оценка должна отражать реальный уровень лично освоенных учащимся знаний, умений, навыков.
Список учебно-методическойлитературы
Учебно-методический комплекс по химии как учебной дисциплине включает комплекты документов:
· нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Химия»;
· программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
· материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Голубничая М.С. Химия. 7 класс. – Донецк, 2016. – 225 с.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
4. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
5. Гара Н.Н. Уроки в 9 классе. Химия. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс» – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.
Учебный комплект обучающихся
1. Дробышев Е.Ю., Козлова Т.Л., Голубничая М.С. Химия. 7 класс. Учебное пособие. – Донецк, 2016. – 225 с.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
4. Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» / Т.А. Боровских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2013. — 158, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
5. Микитюк А.Д. Тетрадь для лабораторных работ по химии. 8 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия. 8 класс». – М.: «Экзамен», 2013. – 80 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
6. Микитюк А.Д. Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия. 8 класс». ФГОС. – М.: «Экзамен», 2013. – 64 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
7. Микитюк А.Д. Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс. К учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия. 9 класс». ФГОС. – М.: «Экзамен», 2016. – 96 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
8. Боровских Т.А. Рабочая тетрадь по химии: 9-й класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Изд. 5-е, перераб. и доп.– М.: Экзамен, 2016. – 158 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
9. Гара Н.Н. Химия. Тетрадь-тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 111, [1] с.: ил. – (Академический школьный учебник, Сферы).
|