Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когда нет ощущения мировой реальности, тогда распадается и единство вселенского сознания, а затем – и единство самосознающей личности».
о. Павел Флоренский Процесс разрушения прежнего порядка и конец прежних времен очевиден: к примеру, сегодня Власть в России формируется уже не как положено, Воинами, а оккупирована Дельцами. Воины при этом выдавлены в Обслугу, инертная масса Народа по-прежнему представлена Жрецами. И если прежняя Власть Воинов была склонна прислушиваться к чаяниям Народа, то сегодня она, состоящая из Дельцов, к ним абсолютно глуха. При этом Обслуга, задачей которой является, в частности, защита Власти от Народа, напротив, отзывчива к этим чаяниям (Жрец, как мы помним, довлеет над Воином). Что в ближайшее время неминуемо приведет к социальным «тектоническим сдвигам», в результате которых лучшие представители Народа поднимутся во Власть и, «раскулачив» Дельцов, безжалостно сбросят их в следующий Народ.
В качестве иллюстрации сказанному рассмотрим историю Западной Европы. Боб Хойе, автор статьи, посвященной изменению климата, отмечает цикличное изменение состава властной элиты: «Когда Рим превратился из республики в полицейское государство, руководство осуществлял «Гений императора». В XVI веке «папская непогрешимость» стала «ширмой» для продажной и коррумпированной бюрократии. Нынешний эксперимент начался примерно в 1900 г., и основополагающая догма включала всеведение, всемогущество руководителей центральных банков».[356] При более внимательном рассмотрении мы видим, что описанный в вышеприведенной цитате временной период содержит не один, а два оборота социальной триады.
Западная Римская империя, 235–285 гг. н. э., эпоха так называемых «солдатских императоров». Период Дельцов. Преторианцы фактически как на базаре через прилавок торгуют императорским троном. Вслед за престижем императора, который в предшествующий Идеологический период считался воплощением бога Юпитера на земле, падает престиж всего римского божественного пантеона. Народ в своей массе представлен Воинами – агрессивными плебеями, крайне недовольными отсутствием «хлеба и зрелищ», и получившими римское гражданство варварами. Власть состоит из двух слившихся воедино элементов триады Экономика + Идеология (здесь и далее на первом месте указывается доминирующая составляющая).
С поворотом триады наступает фаза Политики, кто был ничем, становится всем, Власть берут Воины. Падение Западной Римской империи. Время германских королей и проникновения в Европу воинов арабского Халифата. Экономика уходит в тень Политики – Власть представлена объединением элементов Политика + Экономика. РТрадиционные римские храмы разграблены и находятся в запустении, недавно появившееся христианство практически не имеет иерархии, Жрецы-первохристиане представляют собой плоть от плоти Народа.
Проходит время, христианство усложняется, укрепляются иерархии двух христианских церквей – Римской католической и Византийской. Церковь становится сильнейшим элементом иерархии, религия становится конституцией государства. Сюзерен наделяется властью от бога, в случае отлучения сюзерена от Церкви подданные освобождаются от данной ему присяги. Сильнейшим элементом триады становится Идеология, Политика уходит на вторые роли. Власть включает в себя объединение элементов Идеология + Политика. Церковь запрещает ростовщичество, торговля практически умирает, структура Экономики теряет сложность, иерархичность, упрощается и скатывается до уровня местечкового натурального хозяйства – уходит в Народ.
В истории нет другого примера более полного торжества разума над грубой силой. В эпоху смут и кровавых битв гордые воины должны были склониться перед служителями алтаря, которые не располагали никакой материальной силой и все могущество которых основывалось на внутреннем сознании верующих. Церковь представляла абсолютную монархию. Спасение всякого верующего зависело от его повиновения церкви, от его готовности поднять оружие на ее защиту; и это верование в эпоху, когда вера руководила всеми поступками людей, породило духовный деспотизм, подчинивший все воле тех, в чьих руках он находился». Генри Чарльз Ли
Триада в очередной раз поворачивается на треть периода, расцветают торговые республики – Венецианская, Генуэзская, сильнейшим элементов социальной триады вновь становится Экономика. Появляются ярмарки. Орден монахов-тамплиеров превращается в крупнейшего ростовщика и обслуживает торговые операции, осуществляя банковские операции с использованием переводных векселей.
Заметка на полях. «Генуя была «средневековым глобализатором» – торговой республикой, конкурирующей с Венецией в перепродаже товаров, пришедших с Востока, в первую очередь по Великому шелковому пути. А именно: пряностей, драгоценных камней, шелка, благовоний, сандалового дерева, жемчуга, лекарственных товаров, в обмен на которые из Западной Европы в Каффу поступали полуфабрикаты железа, суконные ткани, стекло, краски, мыло, сахар. В период своего расцвета Каффа представлялась современниками как большой город и известная гавань мира, в которой «можно было увидеть сразу до 200 судов». [357]
Власть представлена объединением элементов Экономика + Идеология. Влияние королей ослабляется бунтами и восстаниями. Опустившиеся в Народ феодалы, по сути, являются бандитами, средневековыми «полевыми командирами».
Следующий поворот европейской геополитической триады на треть периода. XIV век, начало экономического спада, крупные торговые союзы распадаются, элемент Экономика ослабляется до прислуживания Власти, включающей в себя объединение элементов Политика + Экономика. Власть в свои руки берут Воины. Абсолютизм, объединение княжеств, возникновение империй, сильнейшим элементом триады вновь становится Политика. Римская католическая церковь теряет авторитет, король Франции Филипп IV Красивый беспощадно разрушает орден тамплиеров и, пытаясь укрепить свой престиж среди христиан, добивается канонизации своего предка Людовика IX. Вывозит пап из Рима и размещает их у себя под боком, в Авиньоне. В сфере идеологии – Реформация, иерархия Римской католической церкви ослабляется протестантами, плоть от плоти народной.
Следующая треть периода. Эпоха Просвещения, Идеология представлена уже не церковью, а французскими энциклопедистами и первыми философами, практикующими научный метод познания мира. Время Декарта, Вольтера, Ньютона и Локка. Идеология занимает главенствующую позицию, монархи из абсолютных превращаются в просвещенных, Дельцы опускаются в Народ, Власть включает в себя объединение элементов Идеология + Политика.
Последний на настоящий момент времени поворот триады – опять приходит время экономической фазы. Вот как описывает наступление текущего исторического периода Фернан Бродель: «Капитализм торжествует лишь тогда, когда идентифицирует себя с государством, когда сам становится государством. Во время первой большой фазы его развития в городах-государствах Италии – Венеции, Генуе, Флоренции – власть принадлежала денежной элите. В Голландии XVII века регенты-аристократы управляли страной в интересах и даже по прямым указаниям дельцов, негоциантов и крупных финансистов. В Англии после революции 1688 г. власть оказалась в ситуации, подобной голландской. Франция запаздывала более чем на век: только после июльской революции 1830 г. буржуазия наконец надежно берет власть в свои руки».[358] Наше время. Транснациональные корпорации диктуют свою волю правительствам национальных государств. Влияние церкви и других нерелигиозных идеологических течений близко к нулю, место религии занимает наука, научные центры обслуживают пришедших к власти Дельцов. Воины опущены в Народ, Власть включает в себя объединение элементов Экономика + Идеология.
Два описанных выше полных триадных цикла существования Западной Европы объясняются воздействием климатических условий на социальную структуру общества – этой зависимости посвящены шестой и седьмой Шаги настоящей Ступени. Особо нетерпеливый читатель может взглянуть на рис. 31б и отметить, что в период с 200 по 2000 г. колебание средней температуры в Европе содержит три температурных максимума и два температурных минимума. Ниже будет показано, что температурные минимумы в истории цивилизации в большинстве случаев соответствуют фазе «Политика» социальной триады, в то время как в годы температурного максимума наступает экономический подъем – социум входит в фазу «Экономика». Что день грядущий нам готовит? По накатанной схеме – на смену доминирующей фазе «Экономика» идет этап восхождения в зенит фазы «Политика». Знамениями прихода этой фазы триадного цикла, его зарницами стало недолгое существование в начале прошлого века тоталитарных режимов в различных странах мира – от России, Италии, Германии и Японии, а также США эпохи Франклина Рузвельта до КНР и Республики Куба – в наши дни.
Заметка на полях. Возникшие в начале прошлого века в Германии, Италии и России тоталитарные режимы ровно на один век опередили свое время. Проплаченные ЖИД [359] о-англосаксонским золотом «роды» были искусственными, что объясняет преждевременность и относительную скоротечность существования названных социальных конструктов. «Но если объективных условий для родов социализма нет, роды можно вызвать искусственно. Ну, знаете, сделать кесарево сечение и достать социалистического недоноска. Лучше всего для такой операции подходит штык». [360] А. П. Никонов Подобно тому как оставшаяся в наследие от тоталитарных режимов промышленная и транспортная инфраструктура послужила следующей фазе экономического подъема, так же развитие цифровой инфраструктуры, которая будет создана грядущими Политиками, ляжет в фундамент информационного общества, создаваемого идущими им на смену Жрецами.
Отметим ряд важных моментов, содержащихся в представленной геополитической модели. Во-первых, описывая триадную динамику Западной Европы, мы не должны забывать, что параллельно где-то невдалеке существовали два блока стран, находящихся в двух других фазах триадной динамики – обладавших двумя другими типами диады «Власть–Народ»[361]. Во-вторых, составляющие Всемирную триаду три блока стран находятся в движении, согласно стационарному «направлению вращения» переходя из одной формы в другую (по мере усиления-ослабления того или иного элемента в их внутренних диадах). С этим легко согласиться, если вспомнить, что Восток не всегда был таким, каким мы видим его сейчас. Было время, когда научные знания и технологические инновации передавались не как сейчас, с Запада на Восток, а наоборот, с Востока на Запад. Но пришло время, и в результате промышленной революции Великобритания стала мировой фабрикой, с Запада на Восток пошли суда с ширпотребом, прежде всего (во что сейчас с трудом верится) товары текстильного производства. Таблица 2 Доля западного и азиатского миров в общем объеме мирового производства[362]
Джованни Арриги приводит[363] следующую оценку вклада в мировой ВВП крупнейших стран Запада и Востока: «Еще в 1850 году суммарный ВВП США и Великобритании составлял лишь чуть больше 10% мирового ВВП, тогда как на Китай и Японию, вместе взятые, приходилось более 27% мирового ВВП (в 1820 году — более 6% и почти 35% соответственно)»[364]. «Экономический историк Ричард Голдтуэйт собрал множество доказательств того, что так называемая коммерческая революция в средневековой Европе на самом деле была импортозамещающей индустриализацией. Европейские предприниматели с XIII века начали имитировать товары, ввозившиеся с Востока: тонкие ткани, дамасскую сталь, бумагу, стекло и фарфор».[365] В точности тем же интелектуальным пиратством занялись в прошлом, XX веке сначала Япония, а затем и Китай, возвращая себе позиции производителей высокотехнологичных товаров.
Заметка на полях. Помимо описанных мировых сдвигов, перемещений по земной поверхности блоков Всемирной триады (в области международных отношений этот феномен принято называть «сдвигом силы» [366]), каждый из трех блоков также находится в движении. В частности, центр силы блока «Экономика» последние 500 лет замысловато перемещался из одного региона в другой: в цитате из работы Фернана Броделя, приведенной на четвертом Шаге четвертой Ступени, видно, как «столица» блока перемещается из Древнего Рима в Александрию, затем в Венецию, Геную, Амстердам, Лондон, а затем в Нью-Йорк. Аналогичный дрейф «центра тяжести» происходит и в блоке «Политика»: в своем «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» старец Филофей говорит именно об этом, патриотично полагая, что именно на Москве движение Всемирной триады должно остановиться – что именно России суждено стать объединительницей мира.
Текущее состояние дел и то, что нас ждет в недалеком будущем, показано соответственно в табл. 3 и 4. В частности, для каждого блока стран в этих таблицах указаны две доминирующие склонности людей, формирующих соответственно Власть и Народ. При этом третья склонность, присущая людям, равномерно распределенным между Властью и Народом, не указывается. Рядом с названием блоков вписаны названия стран, занимающих в блоках доминирующую позицию. Таблица 3
|