Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каждая авария имеет фамилию, имя и отчество».






Л. М. Каганович

 

Заметка на полях.

Расстояния, отделяющие наших граждан от Власти, сравнимы с космическими и продолжают увеличиваться в полном соответствии с эффектом расширения Вселенной. Страшно далек народ от бюджета, страшно далеки и все более отдаляются чиновники от Народа.

Не так давно главный чиновник страны рассказал нам, что в стране 25 млн. чиновников – это более трети всего работоспособного населения России. Когда мы стоим в очередях за справками, в БТИ, в собесы и различного рода службы «одного окна», хочется горестно возопить: где же все они, куда же от нас попрятались? Почему их так много, но нет их там, где они нужнее всего?!

 

После того как определена общая схема штатного (и заштатного) расписания исполнительной власти, каждый чиновник имеет право набрать себе штат исполнителей из семи сотрудников, доставшихся ему в ходе описанной ранее процедуры.

Как подобрать себе работоспособный коллектив? На этот счет есть ряд соображений, ждущих своего обсуждения где-нибудь в другом месте, однако пара замечаний на эту тему будет все-таки нелишней.

Впервые о необходимости согласования психотипов входящих в коллектив сотрудников было сказано в работах, посвященных соционике. Как известно, соционика была создана в начале 1970-х гг. нашей соотечественницей Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпиньского об информационном метаболизме (на Западе аналогичным подходом, наследующим типологии Юнга и исследующим психологию управления, является типология Майерс–Бриггс – ТМБ, или, по-английски, MBTI).

Приведем цитату из работы А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»:

«Человек – общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправленно, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом».

Как можно увидеть уже из названия работы, соционика исходит из дуальности человека, в то время как человек (как мы уже знаем) сложнее, – триаден. Для того чтобы исполнители в совокупности составляли именно команду – систему, все элементы которой оптимально взаимодействуют друг с другом, коллектив необходимо формировать с учетом психотипов входящих в него людей. При этом взаимодействие членов коллектива друг с другом неизбежно будет подчинено триадной динамике.

Как известно, каждый из нас обладает в той или иной степени выраженной акцентуацией – чрезмерной, гипертрофированно выраженной чертой характера. Автором концепции акцентуации является немецкий психиатр Карл Леонгард, выделивший следующие типы акцентуации: истероидный (демонстративный), гипертимный, астеноневротический, психостенический, шизоидный, сенситивный, эпилептоидный (возбудимый), эмоционально-лабильный, инфантильно-зависимый и, наконец, неустойчивый.

Согласно триадной теории личности, мотивация человека может быть представлена вектором в фазовом пространстве Воин–Жрец–Делец – человек обладает выраженными в той или иной степени чертами Воина, Жреца или Дельца. Акцентуированные личности, согласно этой точке зрения, – наиболее ярко выраженные, встречающиеся в социуме чаще других векторы в упомянутом фазовом пространстве.

При этом успешность существования человека в социуме зависит от того, сможет ли он найти окружение, способное гармонизировать, компенсировать его акцентуацию, удастся ли человеку встретить людей, на которых он сможет замкнуть свою яркую индивидуальность, составить с ними полноценную триаду (триадное взаимодействие трех типов личности описано нами на седьмом Шаге третьей Ступени). Опереться можно только на то, что сопротивляется, – этот спонтанно возникший круг взаимодействия (общения) окажется стабильным, существующим продолжительный период времени, если его участники будут обладать акцентуациями, являющимися «ответными» друг относительно друга. Смогут получать в этом круге психологическую выгоду – каждый свою. При этом задачей упомянутой ранее системы ТАКТ (Триадный Анализ и Кодирование Транзакций), созданной на основе триадного подхода, помимо прочих других, является гармонизация самого человека, уравновешивание его внутренней психологической триады.

 

Заметка на полях.

Близкими к вышеуказанной теме триадных межличностных взаимоотношений (транзакций) являются теория когнитивного (структурного) баланса австрийского психолога Фрица Хайдера (Fritz Heider), трехфакторная (триангуляционная) теория любви американского психолога Роберта Стернберга (Robert Sternberg), а также так называемый треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle; другое название — «треугольник судьбы»)психологическая и социальная модель межличностного взаимодействия, описанная в рамках трансакционного анализа Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis».

Фриц Хайдер (1896–1988) – один из наиболее последовательных приверженцев гештальтпсихологии. Размещая в вершинах равностороннего треугольника трех акторов, он рассматривал возможные типы транзакций между ними и искал сбалансированные варианты транзакций. «Общеизвестно, что понятия вроде «друг моего врага», «враг моего друга» и тому подобные можно представить в виде треугольника отношений [658]. В углы треугольника помещают людей, компании или страны, а соединяющие их стороны показывают отношения между ними, которые могут быть как позитивными, или дружественными (обычно отображаются сплошными линиями), так и негативными, или враждебными (отображаются пунктирными линиями)». [659]

Роберт Стернберг (род. 1949) считает, что любовь есть результат взаимодействия трех составляющих, при этом «тремя составляющими любви, согласно трехкомпонентной теории, являются близость, страсть и обязательства» [660].

Чувство близости – это ощущение привязанности, сопричастности, единства с объектом любви. Страсть – это чувство влечения к объекту и ощущение его сексуальной привлекательности. Обязательство – это ощущение ответственности за судьбу объекта любви, желание оставаться с ним «и в радости, и в горе». «Сила любви, которую кто-либо испытывает, зависит от абсолютной силы этих трех компонентов, и тип отношений, испытываемых кем-либо, зависит от их силы относительно друг друга» [661].

Мы склонны усматривать соответствие названных чувств триадным архетипам Дельца, Воина, Жреца: чувство близости, безопасности является базовым и, по сути, результатом удовлетворения инстинкта самосохранения, страсть очевидно означает половое чувство, обязательства перед объектом любви могут возникнуть лишь у социально развитой личности, имеющей склонность к альтруистическому поведению.

Сочетания этих названных элементов (обычно изображаемых как вершины равностороннего треугольника) дают восемь разных стадий и типов любви (включая вариант ее полного отсутствия). Размеры треугольника зависят от силы испытываемых субъектом чувств.

Модель «треугольник Карпмана» описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры), которые люди часто принимают в жизненных ситуациях:

- Персонаж, который играет роль жертвы (victim);

- Персонаж, который оказывает давление, принуждает или преследует жертву – преследователь (persecutor);

- Спасатель (rescuer), который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

Роль Спасателя – наименее однозначная. В условиях треугольника судьбы, спасатель – это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, кто имеет смешанный и/или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично выгоден «тому, кто спасает».

Впрочем, ни одна из трех названных ролей не является однозначной, прочно закрепленной за «играющим персонажем». Как пишет трансакционный аналитик Клод Штайнер, «... Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий» [662].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал