Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг четвертый. Построение иерархии






 

Прежде чем начать разговор о способах построения иерархии «Политика», следует задать его целевую функцию – целевую функцию управления. Спешу вас обрадовать, мы начинаем не с чистого листа, у нас уже есть главное – образ, образец, к которому должен стремиться каждый чиновник, желающий достичь идеальной степени функционирования во благо социума, которому он обязался служить.

Формула идеального чиновника опубликована Айзеком Азимовым в 1942 г. в рассказе «Хоровод» и сформулирована в виде трех законов роботехники. В 1985 г. в романе «Роботы и Империя» эти три закона были дополнены четвертым. Как ярко выраженный Жрец, Азимов считал последний закон самым важным, поэтому присвоил ему нулевой порядковый номер.

Итак, четыре Закона роботехники, преобразованные (в результате внесения в авторский текст очевидных изменений) в четыре Закона идеальной бюрократии, звучат следующим образом:

Нулевой Закон

Чиновник не может причинить вред человечеству или своим бездействием позволить, чтобы человечеству был нанесен вред.

Первый Закон

Чиновник не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред, лишь в том случае, если это не противоречит Нулевому Закону.

Второй Закон

Чиновник должен повиноваться командам своего непосредственного начальника лишь в том случае, если эти команды не противоречат Нулевому и Первому Законам.

Третий Закон

Чиновник должен заботиться о своей безопасности лишь в том случае, если это не противоречит Нулевому, Первому и Второму Законам.

 

Заметка на полях.

Читая список с конца, можно увидеть иерархию мотивов, в соответствии с которыми живет и процветает отечественное чиновничество. Прежде всего, чиновника беспокоит вопрос собственного благосостояния, во вторую очередь он обращает внимание на приказы начальства, интересы народа своей страны он считает третьестепенными, заботу о благе цивилизации считает смешным и даже опасным психическим отклонением.

 

По большому счету, в романе «Прелюдия к Основанию» Азимов и сам косвенно предполагает, что законы роботехники годятся не только для роботов. Поскольку в его романе в качестве премьер-министра при Императоре трудится робот (идеальный бюрократ), действующий согласно Законам роботехники (идеальной бюрократии).

Теперь, сформулировав целевую функцию, можно приступить к описанию методов ее максимизации.

Каким способом должна быть сформирована иерархия «Политика»? Иерархия будет создаваться в два этапа: первый этап – ее формирование (включая определение ее главы), второй этап – ее существование, перманентная оптимизация и совершенствование.

Последние критические дни выборы президента России (2012 года) в очередной раз максимально выпукло показали, насколько существующая, прописанная в Конституции страны процедура и принципы выбора президента (фактически являющегося главой исполнительного аппарата государства) далеки от предъявляемых к ним требований.

Однако представьте себе невозможное: объявляются выборы президента, правила регистрации максимально демократичны, нет возможности манипулировать процессом, Центризбирком не заготовил ловушек с признанием подписных листов фальшивыми и недействительными. Нет «домашних заготовок» типа предельно ограниченного времени на сбор подписей, фактически не позволяющего собрать эти подписи в срок. Позволено выбирать – собирать подписи (рискуя получить в ответ заключение об их фальсификации) или вносить денежный залог (который, удивительное дело, пока еще ни разу не был признан внесенным фальшивыми деньгами). Нет перманентного изменения форм подписных листов, словом, исчез весь тот омерзительный инструментарий, используемый чиновничьим аппаратом для управления процессом регистрации кандидатов в президенты России.

Зарегистрировались все кому не лень – от действительно достойнейших, «лучших людей города » [650] до городских сумасшедших.

Еще раз нечеловечески напряжем воображение и представим себе, что все кандидаты получили действительно равный доступ к СМИ.

Окончательно вынесем читателю мозг, предположив, что административный ресурс аппарата не мобилизован на выборы конкретного кандидата – в регионы не разосланы ориентировочные проценты, которые он должен набрать, загодя не напечатаны фальшивые бюллетени, нет «карусельных» бригад с открепительными талонами, кочующих между избирательными участками и по согласованию с председателями участковых избирательных комиссий голосующих за «НашеВсе».

Ну и что в результате таких выборов получит страна?

Вернее, кого?

Да кого бы мы ни выбрали, велика вероятность, что это будет человек, не имеющий ни малейшего представления о том, как осуществляется управление страной. Это будет человек «без команды» – без работоспособного исполнительного аппарата, готового трудиться с первых же дней после его избрания.

Это значит, он будет использовать в работе прежний аппарат, который за милую душу переварит его, сердешного, что бы он из себя ни представлял.

 

Заметка на полях.

При всем отвращении, которое внушает ныне существующая выборная система, не могу не отметить – переход к партийной системе выдвижения кандидатов имеет смысл. Поскольку пришедший из партии кандидат уже имеет опыт работы в коллективе, является частью команды и способен сразу после избрания в должность организовать работу нового исполнительного аппарата.

Уточняю – эти слова не означают, что автор считает выборы по партийным спискам действительно отражающими волю Народа или, того хуже, предлагает избирать по партийным спискам и президента РФ.

 

Вот Голем, аппарат, и старается выбрать под себя такого начальника, который был бы ему максимально понятен и удобен.

Как же быть?

Продолжать прежнее грозящее шизофренией двоемыслие?

Писать в Конституции (в высшем законе страны!) одно, думать другое, а делать третье – то, что больше соответствует жизненным реалиям? А может, дословно исполнять Конституцию, но при этом превратить должность президента в чисто декоративную, а процедуру выборов действительного, настоящего руководителя страны (скорее всего, им будет премьер-министр) оставить на усмотрение самого аппарата?

Для того чтобы замкнувшаяся в себе самодостаточная бюрократическая трясина превратилась в исполнительный аппарат, «созданный народом, для народа и на благо народа», необходимо сделать следующее.

Для начала «позволим» исполнительному аппарату самому выбирать себе главного начальника! Кому, как не им, чиновникам, виднее, на что годится тот или иной претендент! А вот о том, как сделать так, чтобы выборщики были самого наивысшего качества, чтобы аппарат работал, удовлетворяя нужды общества, а не своих членов, надо будет позаботиться отдельно и заранее. Как – будет рассказано на следующем, пятом Шаге.

На первом этапе инициируется процедура, в результате которой чиновники формируют иерархию, возглавляемую ее главой – ранее мы условились называть его Стратегом.

При этом мы считаем, что эффективное жизнеустройство не может быть сложным – оно должно быть простым, доступным пониманию подавляющего большинства участников.

Процедура выборов главного начальника начинается следующим образом: любой гражданин страны получает право заявить о своем желании принять участие в работе иерархии «Политика» – стать членом этой иерархии. Затем каждый из будущих чиновников должен назвать того одного и только одного члена иерархии, которому он, грубо говоря, готов подчиняться. Того, кого он желает видеть своим начальником. Если в ходе процедуры происходит «замыкание», «петля» – т. е. возникает ситуация, когда гражданин А готов подчиняться гражданину Б, а Б, в свою очередь, выбрал себе в начальники А, – процедура обращается к их весовым коэффициентам – к количеству «голосов», собранных А и Б. К числу людей, готовых подчиняться соответственно А или Б (в том случае если никто не захотел иметь своим начальником ни А, ни Б, принимается тот из двух выборов, который был сделан первым). Если за гражданином А числится больше голосов, чем за гражданином Б, выбор А отвергается – он не может выбрать себе начальником гражданина Б, набравшего меньшее количество голосов. Гражданину А предлагается выбрать себе в начальники кого-нибудь другого. При равенстве голосов за А и Б процедура обращается, в свою очередь, к весовым коэффициентам тех, кто выбрал себе в начальники граждан А и Б, и сравнивает их суммы. В результате процедура все-таки определяет, чей выбор – выбор А или выбор Б – будет принят.

Возможны нетранзитивные выборы, «петли» более высокого порядка, например: А выбрал Б, Б выбрал В, В выбрал А (это пример петли второго порядка). Петля «размыкается» на том гражданине, у которого большее количество голосов. Например, А (4), Б (30), В (6) – в скобках количество готовых подчиниться каждому соответственно. Таким образом, бó льший «вес» оказался у гражданина Б. Значит, гражданину Б запрещается выбирать В и предлагается выбрать кого-нибудь другого. Аналогично разобранному в предыдущем абзаце случае при равенстве голосов за А, Б и В процедура обращается к весовым коэффициентам тех, кто выбрал себе в начальники граждан А, Б и В, и сравнивает их суммы, все-таки определяя, чей выбор – выбор А, Б или В – будет принят во внимание. Если и на втором уровне случилось равенство – придется спуститься еще на один уровень ниже.

Очевидно, если описанный алгоритм предложить нынешнему чиновничеству, то все они поголовно сразу же назовут своим начальником потенциального главу иерархии – например, действующего президента (или действующего премьер-министра). То есть получившаяся иерархия будет невысокой и широкой – будет иметь немного вертикальных уровней и очень помногу чиновников на каждом из них, в особенности на первом же уровне после главы государства.

Для того чтобы этого не случилось, алгоритм определения главы / структуры иерархии необходимо дополнить условием, в соответствии с которым у каждого члена иерархии в прямом подчинении может находиться не более шести подчиненных (выбрав эти шесть как обладающих максимальным весовым коэффициентом).

То есть при выборе, каких именно потенциальных подчиненных оставить в качестве членов этой шестерки, применять тот же принцип – выбирать семь первых, по числу в свою очередь выбравших себе их в качестве начальника.

 

Заметка на полях.

Почему семь?

В 1956 г. американский психолог Джордж Миллер в экспериментах со звуковыми сигналами обнаружил [651], что емкость оперативной памяти у человека составляет порядка семи информационных единиц. Ученый показал, что кратковременная память человека способна одновременно удерживать семь (±2, от 5 до 9) элементов – контролируемое человеком число контактов, другими словами, число объектов, за которыми он способен одновременно следить, в среднем равно семи. Таким образом, шесть подчиненных плюс сам начальник равно семи объектам управления.

Пример – гражданина А в качестве начальника выбрали себе девять граждан: Б (3), В (8), Г (6), Д (2), Е (13), Ж (6), З (24), И (44), К (5), где в скобках у каждого выборщика указано количество «собранных» ими голосов. В этом случае выборщикам Д (2), Б (3) и К (5) избирательная система предложит выбрать себе другого начальника – не столь «популярного».

Неприемлемым исходом формирования иерархии управления является возникновение нескольких независимых кластеров, нескольких не связанных друг с другом иерархических пирамид. Однако описанная процедура не позволит сложиться подобной ситуации – в иерархии управления может быть лишь один человек, ее глава, Стратег, которому не удастся подчинить себя кому бы то ни было. Любому другому члену иерархии процедура обязательно предложит начальника, подходящего ему по рейтингу (по количеству собранных голосов).

 

Заметка на полях.

Так же как в иерархии «Экономика», в иерархии «Политика» действует механизм вертикальной мобильности члена иерархии – механизм его перемещения (в зависимости от его действий) к вершине иерархии или, наоборот, подальше от нее. Однако на иерархию «Политика» наложено ограничение – на каждом иерархическом уровне должно быть шесть членов иерархии (по крайней мере, не более шести – меньшее число членов на уровне иерархии возможно, особенно в самом начале, до появления у члена иерархии шести Последователей).

Обратите внимание, при обгоне (который происходит, когда числящийся за Последователем КвмП, действующий для членов иерархии «Политика» коэффициент вертикальной мобильности, превысил КвмП его Наставника и при условии, что сумма положительных оценок, полученных Последователем, больше аналогичной суммы, числящейся за его Наставником) это число не изменяется, поскольку Наставник и его Последователь просто меняются местами, и после обгона на каждом уровне иерархии по-прежнему будет находиться все то же число ее членов – не более шести.

 

Последовательное применение описанной процедуры приведет к определению структуры и состава иерархии, в том числе ее Стратега – гражданина страны ГАМАЮН, которому так и не удалось «подчинить» себя никому другому.

 

Заметка на полях.

Решаемая описанной выше процедурой задача относится к классу задач «о матчинге» (от англ. matching; в экономике matching theory, или search and matching theory). В частности, к этому же классу задач относится задача о двустороннем матчинге – о двух множествах, члены каждого из которых выбирают себе наиболее желанную пару из членов, принадлежащих другому множеству. Известна теорема Гейла–Шепли [652], утверждающая, что при решении задачи двустороннего матчинга существует устойчивый матчинг – оптимальное решение, набор пар, удовлетворяющий всех его участников лучше любого иного другого набора.

В рамках развития теории триадных отношений между членами социума небесполезно было бы исследовать задачу трехстороннего матчинга – получить ответ на вопрос, существует ли устойчивый матчинг для трех множеств людей, обладающих тремя склонностями (вероятная актуальность этой задачи следует из гипотезы, разобранной на седьмом Шаге третьей Ступени). При этом каждый член множества Воинов ранжирует для себя членов множества Жрецов, которым он готов подчиниться, каждый член множества Жрецов по этому же критерию составляет для себя ранжированный список членов множества Дельцов, и наконец, каждый член множества Дельцов составляет ранжированный список членов множества Воинов.

 

Описанная процедура выбора, очевидно, не должна зависеть от принявших в ней участие персоналий. Поэтому она должна осуществляться, контролироваться людьми, которые окажутся неподконтрольными будущему Стратегу, т. е. должна принадлежать иерархии, контролирующей формируемую. Это означает, что осуществление процедуры выборов Стратега иерархии «Политика» – это одна из функций третьей иерархии – иерархии «Идеология», о которой будет рассказано на следующей Ступени.

В результате осуществления описанной процедуры общество получит структуру иерархии лишь в первом приближении. Каждый член иерархии получит по одному начальнику и не более шести подчиненных. Но вот кому из подчиненных что поручить – кого из выбранных подчиненных на какую должность назначить, каждый начальник будет решать уже самостоятельно, оставаясь в рамках штатного расписания, должностной структуры, разработанной для себя иерархией «Политика».

 

Заметка на полях.

По поводу внутренней структуры исполнительного аппарата сделаем следующее замечание. Как мы уже ранее утверждали, триадность структуры общества не исчерпывается триадой Политика–Идеология–Экономика. Каждый элемент триады также содержит внутри себя триаду сил.

Для иерархии «Политика» это триада: хозяйственный блок (комбинация архетипов Воин–Делец), силовой блок (Воин–Воин), идеологический блок (Воин–Жрец), включающий в себя СМП – средства массовой пропаганды.

Мы намеренно не обозначили элемент третьего блока общепринятой аббревиатурой СМИ – все мы прекрасно понимаем, что ни о каком информировании речь не шла, не идет и идти не будет. Задача текстов, доводимых до нашего сознания (и подсознания), –влиять на нас как на объект манипуляции, а не информировать нас как самостоятельных субъектов. Доступ к информации имеют лишь субъекты управления, объекты же управления получают не информацию, а управляющие сигналы. Форму, в соответствии с которой формируется их мировоззрение. СМП являются инструментом управления, принадлежащим иерархии «Политика», и их задача – не информировать, а формировать. Формировать картину мира управляемого социума, не забывая при этом совет д-ра Геббельса, предупреждавшего, что верить собственной пропаганде контрпродуктивно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал