Исторические типы государства
Понятие исторического типа государства связано с пред- ставлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.
Исторический тип государства — это система суще- ственных черт, свойственных всем государствам, относи- мым к определенной группе.
Существует несколько основных подходов к определе- нию типологии государства: формационный, технократи- ческий и цивилизационный.
С точки зрения формационного подхода главным при- знаком, определяющим исторический тип государства, яв- ляется тип социально-экономических отношений, сложив- шихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производ- ства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фрид- рих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производ- ства (социально-экономические отношения) базисом, а го- сударство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют ра- бовладельческие социально-экономические отношения, зна- чит, и государство является рабовладельческим и защи- щает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие фор- мации (и соответствующие ему типы государства): рабов- ладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции Должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который опреде- ляет тип общества и государства. Сторонники этого под- хода выделяют три уровня развития технологии: аграр- ный, промышленный (индустриальный) и постиндустри- альный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, на- пример, на рабстве, крепостном праве. Этому технологи- ческому уровню отвечает деспотическое государство. Та- ким, например, государством был Древний Египет. Индус- триальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, при- знающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств За- падной Европы в XIX -- начале XX вв. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производ- ство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
С позиций цивипизационного подхода (Николай Да- нилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угаса- ния замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация - это социокультурная общность, сформированная на ос- нове универсальных (всеобщих) ценностей. К ним отно- сят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выра- жению Тойнби): своеобразную религию и культуру, наци- ональную психологию. Каждая из цивилизаций имеет , характерный для нее тип государства.
Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православ- ную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соот- ветствующий только им исторический тип государства.
Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая раз- ные аспекты сложного пути ра.звития общества, государ- ства и права.
1.8. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Механизм государства — это целостная система госу- дарственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.
Механизм государства имеет иерархическое строение, иначе говоря, нижестоящие его элементы подчиняются вышестоящим. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворче- ством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Структура механизма государства включает:
1) государственный аппарат (систему органов госу- дарственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного элемента механизма государства. На- пример, государственный аппарат Украинского государства включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные ад- министрации, суды, прокуратуру;
2) государственные учреждения и предприятия, ко- торые властными полномочиями (за исключением их ад- министраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохране- ния, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Укра- инского государства включаются государственные учреж- дения здравоохранения, государственные учебные заведе- ния, государственные предприятия;
3) государственных служащих (чиновников);
4) организационные и финансовые средства (напри- мер, средства государственного бюджета), а также прину- дительную силу, необходимые для обеспечения деятель- ности механизма государства.
Орган государственной власти — это юридически офор- мленная, организационно и хозяйственно обособленная часть единого государственного аппарата Украины.
Орган государственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:
1) государственно-властный характер. Государствен- ный орган действует по воле государства и от имени госу- дарства. Орган государства вправе издавать обязательные
для исполнения нормативные и индивидуальные право- вые акты, осуществлять контроль за их исполнением, при- менять, в случае необходимости, меры принуждения;
2) компетенция — совокупность полномочий (прав и обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и территориального масштаба деятельности. Компетенция каждого государственного органа законодательно опреде- лена и ограничена. Государственный орган вправе прини- мать решения только в пределах своей компетенции. На- пример, Верховная Рада Украины не вправе выносить при- говор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не вправе принимать законы;
3) организационная структура. Каждый государ- ственный орган представляет собой коллектив, который состоит из служащих. В этом коллективе есть руководи- тели и подчиненные, между которыми существуют особые правовые отношения.
1.9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
В науке понятие «функция» употребляется в различ- ных значениях. Этот термин используют и математики, и биологи, и медики, и кибернетики. В юридической науке понятие «функция» употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через поня- тие функций государства раскрываются сущность госу- дарства и содержание его деятельности, его социальное назначение.
Функции государства — это основные направления и стороны деятельности государства.
Функции государства классифицируют по различным основаниям.
Так, в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государ- ства. Например, на всех этапах своего существования го- сударство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвида- ции последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи.
В зависимости от значения различают основные и вто- ростепенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социаль- ное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие функции государ- ства ей подчинены;
В зависимости от сферы приложения различают внут- ренние и внешние функции государства.
Внутренние функции нацелены на решение внутрен- них задач государства, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государ- ствами.
К внутренним функциям государства относятся:
1) экономическая функция (формирование и исполне- ние бюджета, составление и выполнение программ эконо- мического развития, финансирование ряда отраслей, не- посредственное руководство государственным сектором экономики);
2) функция защиты прав и свобод человека и граж- данина (конституционное закрепление личных, полити- ческих и социальных прав человека, деятельность госу- дарственных органов, защищающих права человека и граж- данина);
3) социальная функция (обеспечение достойного уров- ня жизни человека, помощь гражданам государства, кото- рые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);
4) функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств);
5) функция охраны правопорядка (обеспечение точ- ного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонару- шителей);
6) природоохранительная, или иначе — экологиче- ская функция (регулирование процесса использования при- родных ресурсов, сохранение и восстановление естествен- ной среды обитания человека).
Для современного государства характерно особое вни- мание к социальной и экологической функциям, функции
защиты прав и свобод человека и гражданина, а также появление новых функций. Среди них:
7) культурная (духовная) функция (организация об- разования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);
8) информационная функция (организация и обеспе- чение системы получения, использования, распростране- | ния и хранения информации).
К внешним функциям государства относятся: 1) функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенацио- нальных интересов от деструктивных действий внутри страны);
2) функция международного сотрудничества (сотруд- ничество в политической, экономической, культурной и спортивной сферах, участие в поддержании мирового пра- вопорядка, помощь населению других государств, оказав- шихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).
В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практи- чески каждая из функций государства имеет как внутрен- нюю, так и внешнюю стороны.
1.10. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Деятельность государства и его органов по реализа- ции функций государства осуществляется в различных формах.
С учетом разделения властей выделяют следующие формы осуществления функций государства:
1) нормотворческая — заключается в издании обще- обязательных нормативно-правовых актов. Например, для реализации экологической функции государства необхо- димы нормативно-правовые акты, определяющие порядок охраны, рационального использования и возобновления природных ресурсов, устанавливающие санкции за нанесе- ние вреда природе;
2) исполнительно-распорядительная — представля- ет собой повседневную реализацию органами исполнитель- 22
ной власти предписаний законов. Например, экологиче- ская функция государства осуществляется путем соору- жения природоохранных объектов, создания заповедни- ков и других объектов природно-заповедного фонда, фи- нансирования научных исследований в области экологии;
3) судебная — судебные органы участвуют в реализа- ции функций государства путем осуществления правосу- дия. Например, суды выносят решения по поводу наруше- ния экологических прав граждан, приговоры по делам о преступлениях против окружающей среды;
4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные органы государства (прокуратура, Антимонопольный ко- митет, органы отраслевого надзора) наблюдают за точным и единообразным исполнением законов. Например, орга- ны геологического надзора осуществляют контроль над проведением геологоразведочных работ, соблюдением со- ответствующих нормативов и стандартов.
По внешним признакам деятельности государства раз- личают:
1) правовые формы осуществления функций государ- ства — все виды деятельности государственных органов, связанные с изданием правовых актов (законов и подза- конных актов, актов применения права — приказов ми- нистров, приговоров и решений судов, постановлений сле- дователей и т.д.);
2) организационные формы осуществления функций государства — текущая техническая, хозяйственная, ста- тистическая деятельность, направленная на решение кон- кретных задач. Например, строительство природоохранно- го объекта требует экономического обоснования, создания проекта, снабжения строительными материалами, обуче- ния персонала и т.д.
1.11. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФОРМЫ
Форма государства — это способ организации и осу- ществления государственной власти. Понятие формы го- сударства необходимо для ответа на вопросы: как созда- ются высшие органы государства, как они взаимодейству- ют между собой и населением, как территориально
построена государственная власть, какими методами она осуществляется.
Форма государства представляет собой государственно- правовую конструкцию, состоящую из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. Классификация госу- дарств в зависимости от их формы осуществляется в со- ответствии с этими элементами:
1) в зависимости от формы правления различают мо- нархические и республиканские государства;
2) в зависимости от формы государственного устрой- ства различают унитарные, федеративные и конфеде- ративные государства;
зъ „ ~---------
| ---- л^^ъ" *1*0**-)
3) в зависимости от формы государственного режима демократические и антидемократические
I.
| различают,
государства.
На форму государства влияют национальный состав населения, территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории го- сударства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными. Монархические государства в со- временном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции.
1.12. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
Форма правления — это организация, порядок образо- вания и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства). В зависимости от порядка замещения поста главы государ- ства различают две разновидности формы правления - монархию и республику.
Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и переда- ющее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно. Признаки монархии:
1) власть главы государства (императора, царя, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;
2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожиз- ненно) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх не ответственен за принятые им политиче- ские решения.
В настоящее время в мире существует около 30 монар- хий. Их разновидности определяются характером взаи- моотношений монарха с иными высшими органами влас- ти — парламентом и правительством:
1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и дей- ствуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы фор- мально имеют конституцию;
2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парла- мент принимает законы, но у монарха есть право абсо- лютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответствен- ность только перед ним;
3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобри- тания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фак- тически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Глав- ная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответствен- ность правительства перед ним.
Ряд монархий занимает промежуточное положение меж- ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Ма- рокко, Непал).
Таблица 1
Сравнительные характеристики разновидностей монархий
Разновидность _ монархии
| Носитель суверенитета
| Наличие парламента
| Кем формируется
| Абсолютная
| Монарх
| Отсутствует
| Монархом
| Дуалистическая
| Монарх
| Имеется
|
| .Парламентарная
| Парламент
| Имеется
| Парламентом
|
Республика — это такая форма правления, при кото- рой верховная власть осуществляется представительны- ми органами, избираемыми народом на определенный срок. Признаки республики:
1) власть главы государства и высших государствен- ных органов делегируется им народом;
2) полномочия главы государства ограничены опреде- ленным сроком;
3) глава государства несет политическую ответствен- ность за свою деятельность.
Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между пре- зидентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:
1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение состав- ляют США, где президента выбирает коллегия выборщи- ков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назнача- ется президентом и ответственно только перед ним;
2) парламентарная республика (Венгрия, Германия, Индия, Италия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формиру- емым исключительно для выборов президента. Прези- дент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на пар- ламентских выборах и имеющая большинство в парла- менте. Правительство несет ответственность перед пар- ламентом;
3) смешанная (президентски-парламентарная) рес- публика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламен- тарной и президентской республик. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в прези- дентской республике), но президент не возглавляет пра- вительство (как в парламентарной республике). Прави- тельство назначается президентом, но назначение премьер- министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент
вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку пра- вительства. Для смешанной республики характерно вы- ведение поста президента за триаду законодательной, ис- полнительной и судебной власти: президент имеет само- стоятельный статус.
Таблица 2
Сравнительные характеристики разновидностей республик
Разновидность республики
| Порядок выборов президента
| Кем формируется правительство
| Глава правительства
| Президентская
| Избирается народом
| Президентом
| Президент
| Парламентарная
| Избирается парламентом
| Парламентом
| Премьер- министр
| Смешанная
| Избирается народом
| Президентом с согласия парламента
| Премьер- министр
| 1.13. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма государственного устройства — это способ тер- риториально-политического устройства государства, поря- док взаимоотношений между государством и его отдель- ными частями. По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.
Простое (унитарное) государство — это единое го- сударство, состоящее из административно-территориаль- ных единиц (областей, провинций, губерний). К призна- кам унитарного государства относятся:
1) наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;
2) наличие единой системы права.
В настоящее время большинство государств мира — унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования. Разновидности унитарных государств: — централизованные. Региональные органы этих го- сударств формируются путем назначения сверху (Нидерланды, Казахстан, Франция);
— децентрализованные. Региональные органы образу- ются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Италия). Сложные государства делятся на федерации и конфе- дерации.
Федерация — представляет собой добровольное объе- динение нескольких самостоятельных государств (субъек- тов федерации) в единое союзное государство. Федерацию характеризуют следующие признаки:
1) наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;
2) наличие двух уровней государственной власти. Фе- деральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной ча- стью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федера- ции обладает внутренним суверенитетом.
Разновидности федераций:
— территориальные (США, Германия, Бразилия);
— национальные (Бельгия, Индия);
— смешанные (Россия).
В настоящее время в мире существует 24 федератив- ных государства, большинство из которых — крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).
Исторически известна еще одна форма государственно- го устройства — конфедерация (например, США в на- чальный период своего существования, Германский союз в 1815-1866 гг.).
Конфедерация — это временный союз государств, со- зданный для достижения конкретной цели (например, за- воевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятель- ности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железно- му историческому закону»: она либо распадается на от- дельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).
В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедера- тивное государство Сербии и Черногории.
|