Конституционный статус
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ УКРАИНЫ
Украина — многонациональное государство, в котором проживают граждане свыше 100 национальностей. Учи- тывая этот важный социально-политический фактор, Вер- ховная Рада Украины 1 ноября 1991 г. одобрила Декла- рацию прав национальностей Украины, а с целью ее реа- лизации приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.).
Национальные меньшинства — это группы граждан Украины, не украинцев по национальности, проявляющие чувство национального самосознания и общности. Опре- деление коренных народов в Конституции и законах Ук- раины отсутствует. В соответствии с нормами междуна- родного права коренные народы — это потомки людей, населявших страну в период установления существующих государственных границ, и сохраняющие свои особые со- циальные институты. Критерием разграничения указан- ных этнических общностей является государственность. Национальные меньшинства имеют государственность за пределами Украины (например, болгары, греки), а корен- ные народы — не имеют (например, гагаузы, крымские татары).
Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины весьма сходен в силу подобия их интересов и целей.
Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, которые проживают на ее террито- рии, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация (т.е. умышленное ог- раничение или лишение прав) по национальному призна- ку запрещена и влечет юридическую ответственность.
Государство гарантирует всем национальным меньшин- ствам право на национально-культурную автономию: использование и изучение родного языка, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе и искусстве, средствах массо- вой информации, создание национальных культурных и учебных заведений. В административно-территориальных единицах, где большинство населения принадлежит к на-
циональному меньшинству, его язык может функциониро- вать в работе органов власти наряду с государственным языком. Под охраной закона находятся памятники исто- рии и культуры национальных меньшинств, находящиеся на территории Украины.
Все национальные меньшинства имеют право создавать свои культурные центры, землячества, объединения. Пред- ставители национальных меньшинств и созданные ими объединения имеют право на свободные контакты со сво- ей исторической родиной.
Украинское государство принимает меры для подготовки педагогических, культурно-просветительных и иных на- циональных кадров. На основе межгосударственных дого- воров государство содействует подготовке кадров нацио- нальных меньшинств в зарубежных странах.
В государственном бюджете Украины предусматрива- ются специальные ассигнования для развития нацио- нальных меньшинств.
3.11. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Важной составляющей правового демократического го- сударства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские тео- ретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей зак- реплен в большинстве конституций демократических го- сударств.
Разделение властей — это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функ- ционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законо- дательная, исполнительная, судебная. Некоторые теорети- ки государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муни- ципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допу- стить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить воз- можность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Консти- туции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осу- ществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Ук- раины».
Таким образом, закрепляется не только самостоятель- ность и независимость властей, но и их строгое подчине- ние Конституции и законам Украины.
|