Военную службу
Закон предусматривает предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу при наличии следу- ющих оснований:
1) по семейным обстоятельствам (нетрудоспособность родителей, наличие иных родственников, для которых при- зывник является единственным кормильцем, уход за ин- валидом);
2) по состоянию здоровья. Предоставляется на один год призывникам, признанным временно непригодными к военной службе;
3) для продолжения обучения. Предоставляется при- зывникам, которые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (но не старше 21 года), студентам дневного обучения (до окончания вуза), аспирантам. От- срочка на этом основании предоставляется один раз. От- численные из вуза за неуспеваемость, нарушение дис- циплины, по собственному желанию теряют право на от- срочку;
4) в связи с депутатской деятельностью. Предос- тавляется на период исполнения депутатских полномо- чий;
5) в связи с работой педагогическим или медицинским работником в сельской местности. Предоставляется на период работы в сельской местности при условии полной нагрузки на занимаемой должности.
Отсрочка также предоставляется:
1) призывникам, переселившимся из районов стихий- ного бедствия (не более чем на два года);
2) призывникам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство (не более чем на три года);
3) призывникам-священнослужителям на период ис- полнения должности священнослужителя.
Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно подавать в военные комиссариаты документы, подтверж- дающие их право на отсрочку от призыва на срочную во- енную службу.
От призыва на срочную военную службу в мирное вре- мя освобождаются граждане:
1) признанные по состоянию здоровья непригодными к военной службе в мирное время;
2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки на срочную военную службу;
3) отец (мать), родной брат или сестра которых во вре- мя прохождения военной службы погибли или умерли либо стали инвалидами. Это основание для освобожде- ния от срочной военной службы призывник может по сво- ему желанию не использовать;
4) прошедшие военную службу в иных государствах;
5) окончившие курс обучения по программе подготовки офицерского состава или прапорщиков в вузах МВД Укра- ины, СБУ и имеющие воинские или специальные звания.
4.33. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (НЕВОЕННАЯ) СЛУЖБА
Альтернативная служба — государственная служба вне Вооруженных Сил или иных военных формирований, ко- торая установлена вместо прохождения срочной военной службы с целью исполнения обязанностей перед обще- ством. Альтернативная (невоенная) служба является ви- дом исполнения всеобщей воинской обязанности. Ее про- хождение регламентируется Законом Украины «Об аль- тернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.
Право на альтернативную службу имеют граждане, при- надлежащие к действующим на основании закона рели- гиозным организациям, вероучение которых не допуска- ет использования оружия и службы в вооруженных си- лах. Перечень этих организаций утвержден постановле- нием Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него входят адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, еван- гельские христиане-баптисты и др.
Срок альтернативной службы составляет 27 месяцев, а для лиц, имеющих полное высшее образование не ниже образовательно-квалификационного уровня специалиста — 18 месяцев. Граждане проходят ее на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях социально- го обеспечения, здравоохранения и охраны окружающей природной среды, а также в сфере коммунального, сель- ского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом Министров Украины.
Для прохождения альтернативной службы гражданин подает заявление в комиссию по делам альтернативной службы по месту своего проживания. Заявление рассмат- ривается комиссией в присутствии заявителя не позднее чем в двухмесячный срок. При наличии истинных рели- гиозных убеждений у заявителя комиссия принимает по- зитивное решение и определяет место прохождения аль- тернативной службы.
На гражданина, проходящего альтернативную службу, распространяется действие трудового законодательства Украины. В частности, его отношения с собственником предприятия, учреждения, организации определяются тру- довым договором. Гражданин обязан соблюдать трудовую дисциплину.
После увольнения с альтернативной службы гражда- нин обязан стать на учет в военном комиссариате и ко- миссии по делам альтернативной службы.
4.34. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система условий, средств и способов, обеспечивающих их реализацию и охрану. Различают экономические, полити- ческие, идеологические и юридические гарантии.
Экономические гарантии — это наличие развитой эко- номики, способной удовлетворить основные материальные потребности конкретного человека и общества в целом. В современном демократическом государстве экономика но- сит смешанный характер (имеется государственный и час- тный сектор).
Политические гарантии — народовластие, многопар- тийность, гласность политической жизни, подконтрольность государственных органов гражданам и их объединениям.
Идеологические гарантии — общая, политическая и правовая культура общества, и в особенности должност- ных лиц государства.
К числу юридических гарантий прав и свобод челове- ка и гражданина, закрепленных Конституцией Украины, относятся:
1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет право обжаловать в суде решения и действия органов го- сударственной власти, местного самоуправления, их долж- ностных лиц. Если все национальные средства защиты прав использованы, но оказались безрезультатными, ин- дивид имеет право обратиться в международные судебные учреждения и иные международные организации, членом или участником которых является Украина;
2) право на возмещение за счет государства или орга- нов местного самоуправления нанесенного человеку мате- риального и морального ущерба, если таковой причинен незаконными решениями государственных органов, орга- нов местного самоуправления или их должностных лиц. В частности, государство возмещает ущерб, причиненный безосновательным осуждением;
3) право знать свои права и обязанности. Норматив- но-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны в обязательном порядке доводиться до сведения населения. В противном случае невозможно тре- бовать от граждан исполнения закона. Вот почему Кон- ституция Украины содержит положение о том, что нео- публикованный нормативно-правовой акт недействителен;
4) право на правовую помощь. Правовая помощь ока- зывается как государственными органами, так и негосу- дарственными институтами, среди которых первое место принадлежит адвокатуре. В определенных законом слу- чаях оказание такой помощи осуществляется бесплатно;
5) право не исполнять явно преступные распоряже- ния или приказы. Данная норма защищает разумную, во- левую личность, способную объективно оценить получен- ный ею приказ или распоряжение и имеющую мужество отказаться от его выполнения;
6) презумпция невиновности. Лицо считается невинов- ным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказы- вать свою невиновность — напротив, бремя доказательства вины лежит на государстве. Все сомнения относительно доказанности вины истолковываются в пользу обвиняемо- го. Гуманизм данного конституционного положения мож- но выразить словами: «Лучше пусть будет оправдан ви- новный, чем осужден невинный»;
7) право не свидетельствовать против себя и своих близких. Данная конституционная норма является свое- образным продолжением презумпции невиновности. Она призвана устранить моральный конфликт между обязан- ностью лица говорить правду и долгом перед членами своей семьи, родными и близкими.
Важное гарантирующее значение имеет положение Кон- ституции Украины о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения допускаются только в случае военного или чрезвычайного положения. Причем такие фундаментальные права, как равенство перед законом, право на жизнь, на уважение человеческого достоинства и другие не могут быть огра- ничены ни в коем случае.
|