Разрешение земельных споров
Земельные споры — это споры, возникающие между собственниками земли и землепользователями по поводу владения, пользования или распоряжения земельным уча- стком.
Органы, разрешающие земельные споры:
1) суды разрешают земельные споры по поводу владе- ния, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в частной собственности, а также споры относительно размежевания территорий сел, поселков, го- родов, районов и областей;
2) органы местного самоуправления разрешают три вида земельных споров в границах населенных пунктов: относительно границ земельных участков, находящихся в собственности граждан; относительно соблюдения граж- данами правил добрососедства; относительно размежева- ния границ районов в городах;
3) органы исполнительной власти по вопросам зе- мельных ресурсов разрешают земельные споры относи-
тельно границ земельных участков за пределами населен- ных пунктов, размещения зон санитарной охраны, охран- ных, санитарно-защитных зон и земельных сервитутов. Стороны в земельном споре:
1) собственники земли, землепользователи, в том числе арендаторы;
2) физические и юридические лица, нарушившие права и законные интересы собственников или пользователей земли либо претендующие на получение права пользова- ния чужим земельным участком.
Одной из сторон в земельном споре могут выступать органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органы местного самоуправления.
Земельные споры рассматриваются при участии заин- тересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсут- ствия одной из сторон при первом разрешении вопроса рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рас- смотрении спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.
Решение органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органа местного самоуправления по земельному спору может быть обжаловано в суде.
18.8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельный кодекс Украины устанавливает три вида юридических последствий нарушения земельного законо- дательства:
1) недействительность сделок относительно земель- ных участков, заключенных с нарушением установленно- го законом порядка. Например, договор купли-продажи земельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре- шению суда признается недействительным;
2) гражданская, административная или уголовная ответственность за:
- заключение сделок с нарушением земельного зако- нодательства;
- самовольное занятие земельных участков; — порча и загрязнение земель;
— размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, отрицательно влияющих на со- стояние земель;
— использование земель не по целевому назначению;
— нарушение сроков возвращения временно занимаемых земель;
— уничтожение межевых знаков, а также другие нару- шения;
3) возвращение самовольно занятых земельных уча- стков. Самовольно занятые участки земли подлежат воз- врату собственникам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того, на счет нарушителя относится приведение земельного уча- стка в пригодное для пользования состояние.
|