![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗДЕЛ 5. Основные направления программы развития. Целевые подпрограммы. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для достижения поставленной цели необходимо выработать приоритетные направления развития и сформировать целевые подпрограммы. 1. Развить практику социально-экономического партнерства ДЮЦ «ВО» со школами, вузами, другими организациями и предприятиями в целях профессиональной ориентации, социализации воспитанников, приобщения одарённых детей к активной исследовательской и проектной деятельности с использованием ресурсной базы социальных партнёров. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Василеостровского района Санкт-Петербурга, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической и материальной базы образовательных учреждений; здоровья и безопасности обучающихся; создания условий для качественного, всестороннего образования и организации условий для индивидуального образования школьников; поиска и сопровождения талантливых детей; повышения эффективности расходов и повышения квалификации педагогов. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургский Гсударственный Университет, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений высшего и дополнительного образования школьников, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической базы образовательных учреждений; создания условий для качественного, всестороннего образования и организации условий для индивидуального образования школьников; поиска и сопровождения талантливых детей; привлечения к преподаванию сотрудников, обладающих необходимыми педагогическими компетенциями, но не имеющие педагогическое образование. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное образовательное учреждение Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений высшего и дополнительного образования школьников, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической базы образовательных учреждений; взаимное обеспечение психолого-педагогической и профильной подготовки и переподготовки преподавателей, разработка и освоение новых образовательных технологий в области дополнительного образования. 2. Создать модель интегрированной системы дополнительного образования, способствующей развитию креативных компетенций личности, её самоопределению в социуме, духовно-нравственному формированию человека. Как уже говорилось, креативная компетентность – сложное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и другие приобретенные знания, умения и навыки, позволяющее на принципиально новом, интегративном уровне переносить приобретенные компетентности из одной области жизнедеятельности в другую, с целью либо достижения принципиально нового результата деятельности, либо выполнения деятельности на принципиально новом качественном уровне. Основная задача ДЮЦ «ВО» – развить личность, которая, накапливая знания и навыки, накапливая социальный опыт, вступает во взаимоотношения с окружающими, активно использует имеющиеся творческие навыки в учебе и работе, формируют личностную базу для креативного отношения к действительности. Для нас важно, чтоб любой воспитанник смог получить здесь не только профильные знания в любых областях науки или искусств, но и навыки, которые позволят ему шире смотреть на вещи. Мы часто можем видеть, как юные таланты способны совершить научные открытия, предложить неординарные подходы к решению проблем, и как они же не способны донести информацию до слушателей из-за неумения, во всех отношениях, грамотно преподнести себя. Бывают и обратные ситуации – юная «звезда сцены или искусств», настолько увлечена своей деятельностью, что не способна заглянуть в другие области знаний, которые могли бы в суме дать принципиально новый результат. Наша задача, интегративным обучением и воспитанием научить молодых «ученых» в полной мере владеть собой и аудиторией при публичных выступлениях или оформлении научных материалов, а молодых «дарований», уметь аналитически мыслить, заглядывая в глубины искусства, которое ими осваивается. 3. Развить творческую среду для выявления и развития одаренных детей, а также развития креативной компетентности у детей с обычными возможностями. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Сформулированная задача порграммы содержит три подпункта: · выявить одаренного ребенка; · развить выявленную одаренность; · развить специальную способность у ребенка, ненаделенного одаренностью. Подробно работа педагогов и администрации ДЮЦ «ВО» по этим подпунктам будет расписана в программе работы с одаренными детьми. 4.Развить систему привлечения и отбора талантливой молодежи, содействия ее продвижению в системе предпрофильной подготовки. Немалая часть одаренных учащихся, достигших значительных успехов в учебной, научно-исследовательской деятельности, в области художественного и сценического творчества, и получивших высокую оценку, признание на региональном и всероссийском уровнях, становится студентами ВУЗов. Работу с талантливой молодежью необходимо выстроить в систему довузовской, предпрофильной подготовки. Довузовская подготовка осуществляется посредством сотрудничества с профильными школами, малыми факультетами ведущих университетов, работа которых проводится на базе школ и университетов. Выявление талантливой молодежи производится посредствам организации олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок. Эффективными средствами выявления талантливой молодежи на уровне ДЮЦ «ВО» и на уровне района, стимулирования ее к творческой деятельности могут стать Конкурсы «Воспитанник года», «Молодой талант года», «Лучшая творческая группа» и другие. В то же время имеют место случаи, когда одаренные ребята, став воспитанники ДЮЦ «ВО», не всегда во время оказываются замеченными в объединениях, не всегда своевременно получают необходимую психолого-педагогическую поддержку от педагогов. Это объясняется тем, что в ДЮЦ «ВО» еще только развивается система комплексной работы с одаренной молодежью, в связи с отсутствием взаимодействия между объединениями. Именно такая внутренняя интеграция объединений внутри ДЮЦ «ВО», позволила бы формировать элементы креативной компетентности у каждого воспитанника. Задача объединений ДЮЦ «ВО», совместно с партнерами, не свести подготовку воспитанников к прохождению вступительных испытаний, а развить научно-исследовательскую или творческую составляющую дополнительного образования. 5. Обеспечить безопасность и здоровьесберегающую среду для воспитанников, сотрудников ДЮЦ «ВО». Усложнение образовательных программ, наряду с углубленным изучением ряда предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья учащихся. В образовательной среде, в которой развивается ребенок, важно как физические параметры среды(температура, освещенность, визуальная среда ит.д.), так и психологически-безопасный воспитательный процесс (знание возрастных психологических данных; стиль деятельности учителя; окружающие воспитанники). ДЮЦ «ВО» работает в режиме «шестидневки», поэтому воспитанники имеют с одной стороны достаточно серьезную учебную нагрузку, с другой – возможность распределить свою основную учебную нагрузку и дополнительную по всем дням недели. Но это влечет за собой увеличению времени воздействия сенсорно-обедненной среды: закрытых помещений и ограниченных пространств, снижение двигательной активности, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся – одно из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива ДЮЦ «ВО». Построение инфраструктуры здоровья в ДЮЦ «ВО» носит интегративный характер и связан с сочетанием медицинских, образовательных и административно – управленческих форм работы, базирующихся на медицинских и образовательных технологиях.
6. Создать систему повышения профессиональной компетентности педагогов школьного и дополнительного образования, привлечения преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, как ресурса практико-ориентированного подхода и развития креативной компетентности у воспитанников. Отдельная задача - привлечение в ДЮЦ «ВО» педагогов, не имеющих базового педагогического образования. Организовать психолого-педагогическую подготовку, предоставить возможности освоить новые образовательные технологии, чтобы они затем продемонстрировали воспитанникам - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт. 7. Совершенствовать научно-методическую деятельность, способствующую развитию идеи применения креативности в практике профильной и предпрофильной подготовки воспитанников. 8. Развить направление работы по привлечению детей-инвалидов в дополнительное образование и развитию их креативной компетентности для адаптации в социо-профессиональной жизни.
Облик ДЮЦ «ВО» будет меняться. ДЮЦ «ВО» станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и творческой жизнью. Будет создана, в раках партнерства с СОШ №6 универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Дети-инвалиды должны иметь равноправную возможность и доступ к дополнительному образованию. Примерное содержание по основным направлениям программы
|