Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Срок реализации программы 4 годаСтр 1 из 5Следующая ⇒
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ Для обучающихся 7-11 лет Срок реализации программы 4 года
Автор-составитель учитель физической культуры Государева Т.В.
Новокузнецк, 2012
Аннотация: программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности обучающихся. Актуальность программы обусловлена интересом детей к подвижным играм. В образовательном процессе применяются физкультурно-оздоровительные, игровые технологии, формируются гигиенические навыки и навыки здорового образа жизни, личностные и физические качества обучающихся. В программе представлены средства подготовки обучающихся с помощью подвижных игр, контрольные упражнения, методические материалы.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № от «О требованиях к составлению дополнительных обязательных программ», является адаптированной к условиям работы в учреждении. Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность. Направленность программы – физкультурно - оздоровительная. Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества. При разработке программы учитываются ведущие принципы образования: Ø гуманизма – отношение преподавателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию; Ø природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей; Ø культуросообразности – воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни; Ø принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности. Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт тренера-преподавателя, использованы методические и авторские материалы ученых и известных тренеров в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика. Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр. Основные задачи программы: · развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки; · осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности; · формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности; · воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность; · выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта. Содержание программы включает: теоретический раздел (информационный компонент): получение знаний о физической культуре и спорте в России, значении подвижных игр в физическом и личностном развитии обучающихся, влиянии физических упражнений на организм, о гигиенических требованиях к занимающимся физической культурой, профилактике травматизма и др.; практический раздел включает начальные умения и навыки, общую физическую подготовку на основании использования подвижных игр, способы самостоятельной деятельности обучающихся, контрольные упражнения, участие в соревновательно-игровой деятельности. Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры. Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведениию подвижных игр. Для реализации программы необходим инвентарь: мячи: резиновые, тряпичные; фишки, стойки, обручи, спортивная форма, разметка в поле и др. Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается тренером индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр. Методическое обеспечение также включает врачебный контроль и самоконтроль за здоровьем обучающихся. Применяемые методы и формы работы с обучающимися: образовательные методы: · словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.); · наглядность упражнений (показ упражнений и др.); · методы практических упражнений · метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития; · метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности. Методы организации занятий: - фронтальный; - групповой; - поточный. Основными формами организацииобразовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия. Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами. Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств. Условия для реализации программы: программный материал изложен в соответствии с утвержденным в учреждении режимом работы, предусматривает сревновательно-игровую деятельность. Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения(1, 2, 3, 4 классы начальной школы), 36 учебных недель в год; возраст обучающихся 7–12 лет, наполняемость учебных групп: оптимальная – 20 человек, допустимая – 25; количество часов в неделю – 2, в год – 72. Запись в физкультурно-оздоровительные группы осуществляется на основании медицинской справки школьного врача, так как в физкультурные группы принимаются практически здоровые дети; занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 академический час. Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся в спортивной школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся. Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии обучающихся в соревновательно-игровой деятельности. В результате освоения обязательного минимума содержания образования обучающиеся физкультурноно-оздоровительных групп должны знать: Ø историю развития физической культуры, ее значение для укрепления здоровья человека; Ø о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека; Ø о значении режима труда и отдыха, питания; Ø о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма. Уметь: Ø выполнять комплексы общеразвивающих упражнений; Ø самостоятельно проводить разминку; Ø организованно играть в подвижные игры. Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций. Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации как в условиях учреждений дополнительного образования детей, так и в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|