![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарское занятие № 9
Тема: Теория и практика коммунистического воспитания в 20-е – 30-е годы XX в. в России Цель: знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер; знать основные факты биографий ипедагогической деятельности А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко; знать педагогические взгляды основоположников коммунистического воспитания, понимать его сущность; знать теорию воспитания в коллективе и через коллектив, законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко; уметь анализировать педагогические произведения советских педагогов 20-х – 30-х гг., оценивать их с позиций принципа историзма. Основные понятия: образование (по Луначарскому), коммунистическое воспитание, единая трудовая школа, педагогика «среды», коммуна, коллектив, принцип параллельного педагогического действия, принцип оптимизма, закон «движения коллектива», закон развития перспективных линий, дисциплина и режим, педагогическая техника. Задание: осуществить сравнительный анализ «Основных принципов…», «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и Закона «Об образовании» 1992 г. с точки зрения их демократизма. Вопросы для обсуждения: 1. А.В.Луначарский как первый нарком по просвещению в Советской России. Взгляды А.В.Луначарского на образование. 2. Н.К.Крупская как идеолог коммунистического воспитания. 3. С.Т.Шацкий как основоположник педагогики «среды». 4. П.П.Блонский о задачах новой народной школы 5. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. 6. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко. a. Понятие о коллективе. b. Законы и принципы воспитания в коллективе. c. Дисциплина и режим. d. Трудовое воспитание. 7. А.С.Макаренко о роли воспитателя, педагогическом мастерстве и педагогической технике. 8. А.С.Макаренко о семейном воспитании.
Основная литература: Источники: 1. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972: 1.1. Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)…- С.71-81. 1.2. Положение о единой трудовой школе РСФСР (Декрет)…- С.81-87. 1.3. Луначарский А.В. Что такое образование? - С.193-203. 1.4. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема.- С.160-163. 1.5. Крупская Н.К. О политехнизме.- С.175-178. 1.6. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней.- С.218-223. 1.7. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.- С.233-251. 1.8. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.- С.271-283. 2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб.пособие / Сост. А.В.Овчинников и др.- М., 2000. 2.1. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания.- 219-223. 2.2. Макаренко А.С. Цель воспитания.- С.315-320. 2.3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания.- 320-324. 2.4. Макаренко А.С. О родительском авторитете.- С.324-331. Дополнительная литература: 1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978. 2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания // Избр.пед.соч.: В 2 т. –М., 1977.-Т.I. 3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. (Любое издание). 4. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.– М., 1980.
|