![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и типология социальных групп.
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Основные признаки социальной группы: - наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.; - существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция — совокупность характеристик членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы; - способность индивидов к согласованным действиям; - действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика). Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоциальные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.
27. Социальная стратификация: понятие, критерии и виды. Социальная стратификация – это разделение об-ва на соц слои(страты), характеризующееся неравенством в области доходов, образования, профессий, участию во властных структурах Страта- соц. слой людей, имеющих схожие объективные показатели по 4 критериям Основные критерии социальной стратификации: доход – количество денежных поступлений за определенный период; власть – количество людей, на которых распространяется принимаемое решение; образование – измеряется числом лет обучения и дает возможность получить престиж престиж – субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности. Концепции стратификации: Питирим Сорокин дал научное определение социальной стратификации в работе «Социальная стратификация и мобильность». Он выделял четыре фактора, выступающих объектом социального неравенства – - права и привилегии, - обязанности и ответственность, - социальное богатство и нужда, - власть и влияние. К. Маркс предложил свою теорию стратификации по принципу отношения к средствам производства, но Макс Вебер считал, что Маркс предложил слишком упрощенный вариант стратификации. Вебер предложил многомерную структуру стратификации, определив три ее компонента: - классовый (экономическое положение) - статусный (престиж) - партийный (власть).
|