Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и типология социальных групп.






Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Основные признаки социальной группы:

- наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

- существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция — совокупность характеристик членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

- способность индивидов к согласованным действиям;

- действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоциальные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

 

 

27. Социальная стратификация: понятие, критерии и виды.

Социальная стратификация – это разделение об-ва на соц слои(страты), характеризующееся неравенством в области доходов, образования, профессий, участию во властных структурах

Страта- соц. слой людей, имеющих схожие объективные показатели по 4 критериям

Основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период;

власть – количество людей, на которых распространяется принимаемое решение;

образование – измеряется числом лет обучения и дает возможность получить престиж

престиж – субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Концепции стратификации:

Питирим Сорокин дал научное определение социальной стратификации в работе «Социальная стратификация и мобильность». Он выделял четыре фактора, выступающих объектом социального неравенства –

- права и привилегии,

- обязанности и ответственность,

- социальное богатство и нужда,

- власть и влияние.

К. Маркс предложил свою теорию стратификации по принципу отношения к средствам производства, но Макс Вебер считал, что Маркс предложил слишком упрощенный вариант стратификации.

Вебер предложил многомерную структуру стратификации, определив три ее компонента:

- классовый (экономическое положение)

- статусный (престиж)

- партийный (власть).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал