Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология. Предмет, задачи. Астрономические основы календарей. Эры






Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

А) Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

Б) Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов.

Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий.

Задачи исторической хронологии:

А) Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

Б) Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация.

В) Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

Г) Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Астрономические основы календарей.

Единицы счета времени. Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки — период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2, 9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

А) Семь суток = ¼ лунного месяца;

Б) С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Эры.

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

А) Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

Б) Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

В) Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.).
В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов — 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до ХVIII в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в VII в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

33. Древние лунные календари. Мусульманский календарь

Календарем называется определенная система времени. Название происходит от латинского слова «календы» – первый день нового месяца. Латинское слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца.

Самые древние лунные календари возникли в каменном веке примерно около 20 тысяч лет назад. В них чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, таким образом, год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому году, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом, был создан лунно-солнечный календарь: учитывается смена фаз луны и годовое движение солнца. Лунный календарь до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран. Христианская церковь использует его при вычислении дня Пасхи.

Вавилонский календарь. Лунный календарь наиболее древний. Первыми его создали древние вавилоняне в III тыс. до н.э. Разливы Тигра и Евфрата происходили весной. Для того, чтобы заранее подготовиться к сложным ирригационным работам для полива засушливых земель, нужен был календарь. Начало месяца приходилось на новолуние. Длину месяца чередовали в 29 и 30 суток. Со временем было обнаружено, что от одного разлива на Тигре и Евфрате до другого проходило около 12 лун или месяцев. Так сложился год, длина которого равнялась 354 суткам. Вскоре выяснилось, что через 354 дня новый год не наступает. Начало календарного года и разливы рек не совпадали. Для ликвидации этого несоответствия жрецы вынуждены были время от времени добавлять в год еще 13 месяц. В каждом 8-летнем периоде 2-й, 5-й и 7-й год имели не 12, а 13 месяцев. Из-за потребностей хозяйственной жизни сложился лунно-солнечный счёт времени, в котором основное значение имеет счет времени по луне, но лунный счет подчинен солнечному кругообороту.

Древнееврейский календарь. 354 дня, разделяемых на 12 месяцев (29 и 30 дней). Сутки начинались в 6 часов вечера. В IV в. до н.э. лунный календарь древние евреи заменили лунно-солнечным календарем. В этот календарь 7 раз в каждые 19 лет вставлялся дополнительный месяц в 30 дней. Год, содержащий 13 месяцев, считался високосным. Високосными годами являлись 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы. Таким образом получалось 19 лет = 6936 суток. Но 19 лет насчитывают 6939 ¾ суток. Каждые 19 лет происходило расхождение на 3¾ суток. Во избежание этого расхождения недостающие сутки вставлялись путем передвижения вперед начала года на 1 сутки в те годы, когда начало года приходилось на воскресенье, среду и пятницу. По религиозным представлениям древних евреев год не мог начинаться с этих дней. Если в 19-летнем цикле количество лет, начало которых приходилось на указанные дни, превышало количество недостающих дней, то начало года переносилось на сутки назад. Принята была эра от Адама, или иудейская эра. Начальной датой ее считают 7 октября 3761 г. до н. э. До кон. III в. до н. э. год древних евреев начинался весной. С кон. III в. до н. э. начало года было перенесено на осень.

Китайский календарь. Сначала китайские земледельцы приближение весны узнавали по восходу созвездия Гидры и хозяйственный год делили на 4 сезона: весну, лето, осень и зиму. Затем в III тыс. до н. э. для счета времени были использованы фазы Луны. Год состоял из 12 лунных месяцев. В китайском календаре тоже вставлялся 13 месяц. В каждом 19-летнем периоде 7 лет имело по 13 месяцев. Китайские астрономы раньше древних греков в VI в. до н. э. установили, что новолуние совпадает с летним солнцестоянием не через 8 лет, а через каждые 19 лет, или 235 лунных месяцев. Т.е. 235 лунных месяцев полностью укладываются в 19 годах, и те же самые фазы луны, что и 19 лет назад попадают на те же дни. Календарь древних китайцев был лунно-солнечным. Кроме того, счет проводили по 60-летним циклам, каждый год имел свое название по названиям 12 животных, 5 стихий (железа, воды, дерева, огня, земли) и цвета.

Календарь древних греков. Лунный календарь. Год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния и состоял из 12 лунных месяцев. 13-й месяц вставлялся по особому решению правителей каждого города, поэтому чуть ли не каждый город пользовался своим календарем. В 593 г. до н. э. афинский правитель Солон по примеру вавилонян установил 8-летний период, в котором 3 года имели 13 месяцев, но этот календарь был принят не везде и был также не точным. В 432 г. до н. э. греческий астроном Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами, независимо от китайцев доказал, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев. Отсюда любая лунная фаза раз в 19 лет падает на один и тот же день солнечного года. 19-летний лунный цикл назвали Метоновым циклом. В Древней Греции был также принят 19-летний период: из них 7 лет имели по 13 месяцев, остальные годы имели по 12 месяцев.

В Древнем Риме впервые календарь появился в VIII в. до н. э., он был лунным. Год состоял из 10 месяцев, в году 304 суток. Год начинался с первого числа первого весеннего месяца. Первоначально все месяцы обозначались числительными, затем получили названия:

1.Мартиус – в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса, в этом месяце начинались сельскохозяйственные работы (31 сутки);

2.Априлис – aperire (лат.) – произрастать, раскрываться (29 суток);

3.Майус – в честь богини красоты и произрастания Майи (31 сутки);

4.Юниус – в честь богини плодородия Юноны (29 суток);

5.Квинтилис – пятый месяц (31 сутки);

6.Секстиль – шестой (29 суток);

7.Септембер – седьмой (29 суток);

8.Октобер – восьмой (31 сутки);

9.Новембер – девятый (29 суток);

10.Децембер – десятый (29 суток).

Суеверные римляне боялись четных‚ чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. В VII в. до н. э. – реформа календаря, создан лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Два новых месяца:

1.Януариус – в честь двуликого бога Януса (31 сутки);

2.Фебруариус – месяц очищения, в честь бога мертвых и подземного царства Фебруария (29 суток).

3.Календы – первый день каждого месяца в древнеримском календаре.

4.Ноны – 7 день длинных месяцев, 5 день коротких.

5.Иды – 15 день длинных, 13 день коротких месяцев. Счет дней по календам, нонам и идам – след лунного календаря. Календы – день новолуния, ноны – день первой четверти луны, иды – день полнолуния.

В целях максимального приближения года к тропическому (365и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц между 23 и 24 фев-раля – марцедоний (от латинского слова «марцес» – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчивать все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось.

Поэтому в V в. до н.э. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. Марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, жрецы настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Мусульманский календарь. Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее. Пророк Мухаммад покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 г. от Рождества Христова (Р.Х.) по юлианскому календарю, и прибыл в Медину 22 сентября того же года. Спустя 17 лет второй Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, столкнувшийся с проблемами административного управления быстрорастущей державы, когда корреспонденция между далеко отстоящими друг от друга пунктами требовала точного датирования, ввел мусульманский календарь. Представление нового календаря, помимо чисто практического результата, усилило чувства правоверных о том, что с переселением Пророка в Медину настала новая эра в истории. Халиф Умар велел взять в качестве первого дня нового летосчисления тот день, когда Пророк Мухаммад выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 г. от Р.Х *

Мусульманский календарь является лунным, состоит из 12 месяцев по 30 и 29 дней. Лунный год примерно на 11 дней короче солнечного, так что лунный месяц соответствует определенному солнечному месяцу один раз в 32 с половиной года. Если, к примеру, хаджж (паломничество, совершаемое в Мекку в последний месяц мусульманского календаря) приходится в этом году на середину лета, то через 16 лет и 3 месяца он будет совершаться уже в самый разгар зимы, а опять летом паломничество произойдет еще через 16 лет и 3 месяца.

12 месяцев мусульманского календаря именуются: мухаррам, сафар, раби' аль-авваль (I), раби' ас-сани (II), джумада аль-авваль (I), джумада ас-сани (II), рад-жаб, шаабан, Рамазан, шавваль, зуль-када и зуль-хиджа. 16 июля 622 г. от Р.Х. соответствует 1 мухарраму 1 года Хиджры.

Обычный лунный год состоит из 354 дней. Однако, в силу имеющейся разницы календарного лунного года с астрономическим годом (8 часов, 48 минут и 3 секунды), время от времени требуется введение в календарь дополнительных суток- всегда после последнего дня последнего месяца 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 или 29 года (в тридцатилетнем цикле); такой год называется кабиша - високосный.

Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского - начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время - полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца. Математические и астрономические расчеты имеют особое значение в целях точного определения начала священного месяца Рамазан и следующего за ним месяца - шавваля.

34. Солнечные календари

Календарь Египта. Древнейший солнечный календарь появился в Египте в IV тыс. до н. э. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восходом Солнца звезды Сириус из созвездия Большого Пса (по-гречески она называлась Сотис). Жрецы Египта, заметив восход Сириуса, объявляли народу о наступлении разлива Нила. Восходы звезды Сириус совпадали с солнцестоянием и с началом разлива Нила. Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Год был короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, в Древнем Египте новогодие постепенно перемещалось. За 1 год египетский календарь делал ошибку в 6 часов, за 4 года она составляла уже одни сутки, за 120 лет – месяц, а через 1460 лет – один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому году. Этот период (1461 год) называется Великим годом или периодом Сотиса. Спустя 1461 год начало египетского года опять совпало с восходом Сириуса и солнцестоянием.

Совершенствование египетского календаря шло по пути периодического введения дополнительного дня в году. В 26 г. до н. э. была проведена реформа календаря, так называемая реформа Эвергета. В результате этой реформы египетский год стал постоянным: он состоит из 12 месяцев, по 30 суток в каждом, и 5 дополнительных дней, а через каждые четыре года 6 добавочных дней; начало года стало фиксированным – 11 сентября.

Календари майя и ацтеков. Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал