Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Черновская канава.
На территории Сысертского городского округа в междуречье рек Северная Сысерть, Каменушка и Чёрная сохранились останки уникального гидротехнического сооружения под названием Черновская канава. Уникально оно тем, что данный проект задумывался как возможность, если и не повернуть реки вспять, то выполнить грандиозную возможность регулирования стока воды между тремя реками и двумя заводскими прудами Сысертским и Верхсысертским. У человека не сведущего данный факт скорее всего не вызовет ни какого интереса, а может быть даже вызовет недоумение. Поэтому я заострю ваше внимание на том, что полтора века назад, а именно 1851-1861 гг. примерно к этому времени относится строительство данного сооружения, основным видом энергии для работающих Уральских заводов была текущая (падающая) вода. Вода приводила в движение все производственные механизмы, а, следовательно, ценилась вода и экономилась как в нынешнее время электричество или газ.
По хорошо сохранившимся элементам сооружения, таких как профиль канавы и две плотины одна из которых действующая можно судить, что перепускная канава была проложена полностью от реки Чёрная до реки Северная Сысерть, но по каким - то причинам не эксплуатировалась. Приведённые ниже две фотографии, выполненные в среднем течение канавы и на самой высокой горке в пойме реки Чёрная которую пересекает канава, позволяют сделать вывод, что сооружение строилось с предварительным детальным расчётом и серьёзно. Большое количество камней, которые доставались при выемке грунта аккуратно складывались таким образом, чтобы на глубоких участках можно было в последствии канаву расширить, а на низменных участках складывались со стороны болота, чтобы препятствовали оттоку воды в болото в процессе эксплуатации и играли роль своеобразной дамбы. В среднем и нижнем течении канавы она действует до сих пор и исправно собирает воду из южной части Черновского болота в пруд на реке Каменушка, а из Терсутского болота в Северную Сысерть. Местами сооружённые бобровые плотины превратили канаву в полноводную реку. В низменных участках близких к нулевой отметке линии стока канавы она превратилась в болото и еле угадывается на местности, а в горных участках представляет собой узкую щель тёмную и сырую. Если бы в настоящее время отсутствовала высокая насыпь современной автомобильной дороги г. Сысерть рудник Асбест, то достаточно было бы завалить русло реки Каменушка на первом повороте после дамбы пруда, и вся вода устремилась бы в Черновскую канаву по пути к Северной Сысерти. На расположенной ниже фотографии хорошо видно это место. Почему канава на всём протяжении не была запущена в эксплуатацию я так пока и не нашёл объяснения в каких-либо источниках. Странным ещё является тот факт, что писатель, довольно детально описывающий историю Сысертского горного округа Бажов Павел Петрович тоже ни в одном сказе, повести или очерке не касается этой темы, хотя строительство такого грандиозного сооружения не могло остаться не замеченным. Таким образом, анализ плановых и высотных отметок на местности позволяет сделать вывод, что на реке Чёрной необходимо было сделать пруд, высота плотины которого должна была быть не менее 3, 5 - 4, 0 метров и длиной 380 - 410 метров по месту заложения имеющейся плотины. В реальности же получается, что высота сооружённой земляной плотины составляет 2, 5 - 3, 0 метра, а длина 300 метров. Полуразрушенная дамба верхнего пруда Черновской канавы. Выходит, что существующая плотина позволяла поднять уровень воды пруда в лучшем случае только до отметки дна канавы 268 метров, а этого было недостаточно, чтобы организовать интенсивный перелив воды по канаве. Конечно, нужно принять во внимание, что за прошедшие полтора столетия дамба под воздействием природных факторов стала ниже, но длина её сохранилась в прежних размерах. Вот как раз длина существующей плотины, которая короче на 100 метров, а следовательно не способна создать затвор позволяющий поднять уровень воды в водоёме на отметку более 267, 5 - 268, 0 метров и позволяет сделать вывод, что проект канавы в данной стадии работать не мог. Причём необходимо отметить, что южное крыло плотины выполнено по плановым и высотным отметкам, как должно быть, а северное нет. Создаётся впечатление, что на завершающем этапе строительства работы были остановлены по каким - то причинам, но так и не возобновились. Как мы видим, напрашивается один вывод, что задуманный проект плотины однозначно реальный и рабочий, но выполнен с некоторым отклонением, которое можно было компенсировать увеличением длины плотины на 100 метров. Построить лишних 100 метров плотины после таких понесённых затрат в любом случае лучше чем бросить стройку, но она осталась незавершённой. Видимо всё-таки основную роль в прекращении стройки играли финансы, которых у хозяина завода не хватило.
Июль 2011г. А.Минин
|