Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм действия гомеопатических лекарственных средств

Биологическая медицина

 

 

 

Все разнообразие приемов лекарствен­ного лечения заболеваний Ганеман предложил разделить на три принципиально различающихся подхода.

Во-первых, это им самим открытый гомеопатический подход (homeos – сходный), когда в лечении используется препарат, вызывающий у здоровых людей сход­ные с болезнью симптомы.

Во-вторых, антипатический под­ход (аnti - противоположный), когда сама болезнь и лекарство вызывают одинаковые, но противоположно на­правленные симптомы, например, при ОРЗ температура тела у человека повышается, а при действии показанного при ОРЗ аспирина температура снижается.

В-третьих, алло­патический подход (аllos - другой) - практически единственно практикуемый до Ганемана и наиболее распростра­ненный в настоящее время, при котором назначенное больному лекарство у здорового человека вызывает симптоматику, совершенно непересекающуюся с симптомами болезни, против которой этот препарат используется.

Отсюда три пути избавления человека от постигшего его заболевания.

Первый путь, «самый возвышенный и самый эффектив­ный», как писал Ганеман, - это уничтожение самой причины болезни. Однако добавлял он, «для большей части болезней эти причины навеки останутся скрытыми от слабого человека». Поэтому наиболее реальным и достаточно эффективным путем лечения является второй путь по Ганеману - применение специфических средств, которые активируют необходимые для данного конкретного заболевания системы защиты организма. Мы и здесь не можем знать, как эти системы устроены, но гомео­патический принцип подобия подсказывает нам, как найти эти средства: надо подобрать препарат, подобный по вызываемой им симптоматике у здоровых людей.

Относительно эффективным является второй путь с при­менением антипатических препаратов, которые, действуя про­тивоположным болезни образом, подавляют ее симптомати­ку (снижение высокой температуры при лихорадке, расширение коронарных сосудов при сердечном спазме и т. д.), в острых случаях облегчают течение самой болезни и таким косвенным образом сберегает силы организма во время болезни. Но при хроническом течении заболевания антипатические препараты становятся неэффективными.

Самым неэффективным и в большинстве случаев даже небезопасным путем лечения Ганеман считает аллопа­тический подход, когда лекарство, по сути дела, выбирается по случайному стечению обстоятельств. Этот путь «предста­вляет собою несовершенное подражание крайне недостаточным усилиям жизненной силы - силы растительной и неразумной, которая будучи предоставлена самой себе, стремится как ни по­пало освободиться от болезни. Эта органическая сила суще­ствует для сохранения организма только в здоровом состоянии, а не для восстановления организма, нарушенного болезнью, и от­нюдь не может служить образцом искусству врача, требующему глубоких соображений и суждений». Все зависит от соб­ственных сил организма, если повезет - болезнь может отсту­пить. Но, поскольку лекарственным препаратом не были запу­щены настоящие системы защиты, - отступление, как правило, оказывается временным, и болезнь переходит в хроническое состояние.

При традиционном аллопатическом подходе в лекарствен­ной терапии происходит атака на симптомы, которые, с точки зрения Ганемана, являются только сигналами борьбы орга­низма с болезнью, свидетельствами конечных результатов забо­левания. Гомеопатия, напротив, никак не затрагивает непосред­ственно симптоматические проявления дисбаланса организма, а использует их как руководство к эффективному стимулированию собственных сил организма для борьбы с болезнью.

Здоровье с точки зрения аллопатии - это отсутствие симптомов, а для гомеопатии - это хорошо сбалансированный организм. Появление клинических симптомов при гомеопати­ческом подходе не обязательно говорит о начале заболевания, но всегда - об определенном отклонении параметров регули­рования от сбалансированных уровней. Но самое главное то, что в картине полной симптоматики врач должен первона­чально понять не саму болезнь, а контуры выстраиваемого организмом противодействия наступающему дисбалансу регуляторных систем. По Ганеману симптомы - это от­нюдь не проявления болезни, как считают аллопаты. Взятая в полном объеме, а не выборочно, как у аллопатов, болез­ненная симптоматика по Ганеману - это внешние проявления запуска внутренних регулировок организма для восстановления нормального баланса. Это сигналы работы восстановительных систем организма, а не результат поломки какой-то конкретной системы. Кли­нические симптомы - это особый язык организма, на котором он пытается рассказать о своих проблемах саморегуляции, чтобы в реальных ощущениях почувствовать внутреннюю скры­тую от глаз жизнь организма и методом проб и ошибок найти средства и способы помощи своему организму, активации его сил в борьбе с возникшим дисбалансом, прежде всего, в физиолого-биохимических регуляциях.

Дополнительная возможность более тонкой регуляции в виде психической самооценки своего организма представляет совершенно особую нишу в гомеопатии (ощущения психического дискомфорта). Прежде чем назначить лечение, Ганеман тщательно опра­шивал пациентов не только о состоянии здоровья, но и о стиле жизни, о привычках и привязанностях, о комфортных и диском­фортных условиях, наконец, о казалось бы никчемных нюансах болезненных проявлений...

Очевидно, что собственно расстройство организма начина­ется значительно раньше того заболевания, которое диагности­руется в привычном для современной медицины смысле, т.е. с определением якобы патогенетической причины, а на самом деле - далекого следствия истинной первопричины - наруше­ния в управлении функциями и системами организма.

По Ганеману: именно систе­ма защиты показывает индивидуальные особенности организма в условиях дезадаптации. Болезнь может быть одна и та же, но оптимальная стратегия борьбы с ней у каждого организма сильно персонифицирована, в зависимости от имеющихся в на­личии сильных или слабых систем, энергетических и пластических ресурсов. Кто может выстроить подобную уникальную архитектонику защиты, как не сам организм?

Ганеман догадался, что хинин запускает базовую стратегию и индивидуальную тактику защиты организма, которая обычно развертывается только при возникновении малярии. Именно по этой причине хинин оказался лекарством против малярии. Т.о. принцип гомеопатии - «по­добное лечится подобным» и «принцип мини­мальной дозы», можно положить в основу всей лекарственной медицины, так как в полной мере лекарствами можно назвать только те препараты, которые в большей или меньшей мере запускают механизмы защитных регуляций орга­низма в отношении основных патологических ситуаций. Некоторые из аллопатических лекарств при­ближаются по своему действию к препаратам гомеопатического ряда, но их высокие дозы в большинстве случаев сильно мас­кируют собственно адаптивный эффект препаратов, оставляя на виду либо побочное действие, либо, в лучшем случае, влия­ние на определенный симптом, например, на температуру тела.

Гениальность Ганемана открывает, что истин­ные лекарства являются лишь неким импульсом для мобилиза­ции внутренних ресурсов организма, направленных на починку «отклонившихся от нормы» по той или иной причине жизнен­ных процессов. А возникающие при заболевании симптомы - это отклики организма, свидетельствующие о запуске системы защиты, как рев пожар­ной сирены сигнализирует о пожаре, но не является его послед­ствием. Вот и получается, что если некоторые вещества могут у здорового организма вызвать сигнализацию, характерную при включении защитных сил при определенном заболевании, то эти же вещества можно использовать для лечения данного заболевания. Болезнь лечится веществом, вызывающим стра­дания (симптомы), подобные страданиям, возникающим при заболевании.

 

Специальная обработка лекарственного вещества при его разведении проводится в соответствии с требованиями гомеопатической фармакопеи. Название гомеопатического лекарства соответствует химическому, ботаническому или биологическому наименованию его действующего начала. Гомеопатические лекарства выпускаются в различных формах. Наиболее распространены крупинки (globuli) и порошки (trituriacea), нейтральная основа (молочный сахар) которых насыщена соответствующим раствором лекарства. Применяются также капли, мази, свечи, оподельдоки, последние десятилетия – инъекционные формы, как наиболее эффективные и однозначно проникающие в организм без задерживающего действия желудочного сока, ферментов кишечника и слизистых.

 

1. Главный принцип гомеопатической терапии – принцип подобия, т.е. при назначении препарата необходимо сопоставить симптомы болезни или болезненного состояния пациента с патогенезом лекарственного средства.

 

2. Особый способ приготовления гомеопатических лекарственных средств подразумевает основные положения:

- растирание исходного лекарственного средства до тонких структур – для более легкого распространения в носителе (молочном сахаре, спиртовом растворе, физиологическом растворе и т.д.) лекарственного средства (данное действие относится к твердым, кристаллическим и сухим лекарственным средствам или лекарственны средствам, представленным в данном виде) – делает лекарственное средство безопасным и биодоступным.

- интенсивное перемешивание лекарственного средства с носителем и их встряхивание (динамизация) многократно усиливают лекарственный эффект.

 

Наиболее распространенными являются 2 шкалы потенцирования (разведения):

1. десятичная (DH) – в данном случае соотношение лекарственного средства (действующего вещества) и носителя определяется как 1: 10

2. сотенная (CH) - в данном случае соотношение лекарственного средства (действующего вещества) и носителя определяется как 1: 100

Например:

Apis mellifica 4 DH означает, что исходное вещество (пчела медоносная) было приведено в порошкооразное состояние и затем 4 раза последовательно смешано с лекарственной основой (молочным сахаром или спиртовой настойкой и т.д.) 1: 10. Таким образом исходное количество действующего вещества Apis уменьшено в 10 000 раз.

Apis mellifica 4 СH означает, что исходное вещество (пчела медоносная) было приведено в порошкооразное состояние и затем 4 раза последовательно смешано с лекарственной основой (молочным сахаром или спиртовой настойкой и т.д.) 1: 100. Таким образом исходное количество действующего вещества Apis уменьшено в 100 000 000 раз.

 

Открытый в XIX веке физический закон Авогадро установил, что после многократного разведения (DH23) в полученном растворе вероятно не остается ни одной молекулы вещества - один лишь носитель (растворитель). Но это не значит, что лечить болезнь таким способом невозможно. Молекулы воды способны при встряхивании «запоминать» и «сохранять» в памяти молекулярную структуру растворимого вещества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
PS.: Альтернативный конец | Модель школи сприяння здоров'ю
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал